Рейтинг@Mail.ru
Пять спектаклей фестиваля NET, нарушающих правила - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять спектаклей фестиваля NET, нарушающих правила

© Фото : Stephen CummiskeyСцена из спектакля "Кристина", режиссер Кэти Митчелл
Сцена из спектакля Кристина, режиссер Кэти Митчелл
Читать ria.ru в
Дзен
В Москве стартует фестиваль NET – вот уже в четырнадцатый раз "Новый европейский театр" привозит в столицу спектакли молодых режиссеров и знаменитых мастеров мировой сцены. NET, зачастую, придумывает себе тему: в этом году врнимане фестиваля обращено к так называемум неконвенциональному театру – к театру, рушащему традиционное представление об искусстве сцены. В афише "Нового европейского театра" - спектакли из Германии, Франции, Болгарии и России. Все они – попытка по-новому выстроить отношения сцены и зала, поиск новых средств выразительности и новых смыслов в классических и современных текстах.

Анна Банасюкевич

В Москве стартует фестиваль NET – вот уже в четырнадцатый раз "Новый европейский театр" привозит в столицу спектакли молодых режиссеров и знаменитых мастеров мировой сцены. NET, зачастую, придумывает себе тему: в этом году внимане фестиваля обращено к так называемум неконвенциональному театру – к театру, рушащему традиционное представление об искусстве сцены. В афише "Нового европейского театра" - спектакли из Германии, Франции, Болгарии и России. Все они – попытка по-новому выстроить отношения сцены и зала, поиск новых средств выразительности и новых смыслов в классических и современных текстах.

"Завещание"
Компания "She she pop" (Германия)
19 и 20 ноября, Центр им. Вс. Мейерхольда

Спектакль немецкой команды "She she pop" снабжен ироничным подзаголовком "Запоздалые приготовления к смене поколений". Актрисы, оттолкнувшись от хрестоматийного текста "Короля Лира", создали собственную историю, сделав главным ее источником собственные жизни.

Как и многие европейские коллективы, "She she pop", существующий вот уже пятнадцать лет, ищет новые формы театра, которые могли бы помочь почувствовать ощутимую связь искусства с реальностью. "She she pop" выработал собственный эстетический кодекс, одно из основных положений которого – отказ от традиционных ролей режиссера, драматурга, актеров и т.д. Здесь все – авторы коллективного сочинения, и зритель здесь – один из важнейших элементов композиции: для "She she pop" театр без зрителя, без контакта, не имеет смысла.
Вечный конфликт отцов и детей – априори больная тема для каждого – позволяет актрисам обращаться к зрителям напрямую, заставляя их мысленно принимать участие в дискуссии, искать истоки непонимания, примерять на себя ту или иную роль в споре.

"She she pop" - женский коллектив, но его участницы не считают себя актрисами и ставят под сомнение само понятие игры – эстетический кодекс команды гласит, сто сцена создана не для того, чтобы играть, а чтобы решать интересные задачи. В спектакле "Завещание" они поставили перед собой задачу не просто трудную, но и рискованную, использовав прием на грани фола – в проект девушки пригласили своих собственных отцов, чтобы устроить публичное выяснение отношений.

По-видимому, для актрис подобный душевный эксгибиционизм – единственный путь к честности и искренности в театре. Темы, затронутые Шекспиром, они предпочитают исследовать на личных примерах, не спасаясь от опасного погружения посредством классического текста.

© компания "She she pop"
Сцена из спектакля "Завещание"

"Шинель"
Театр "Кредо" (Болгария)
21 и 22 ноября, театр "Школа современной пьесы"

Повесть Гоголя для Болгарского театра "Кредо" стала не только первой ласточкой, но и символом, талисманом. С этим спектаклем они объехали весь мир, став рекордсменом по количеству фестивалей, на которых показывали "Шинель". В этом году спектаклю, завершающему свой триумфальный путь именно в Москве, исполнилось двадцать лет. В 2009 году маленький болгарский театр, созданный выпускниками Национальной академии театрального и киноискусства в Софии Ниной Димитровой и Василем Василевым-Зуеком, номинировали на премию "Новая театральная реальность". Их спектакль "Шинель" вполне оправдывает эту формулировку. Взявшись за сложный, странный, со смесью реализма, социальной критики, психологизма и мистики, текст Гоголя, авторы спектакля отказались от традиционных театральных средств. Помимо драматического искусства. Но им понадобилась помощь смежных сфер – в болгарской "Шинели" много от клоунады, от кукольного театра. Здесь жест или грим не менее важны, чем слово – вспоминая площадное прошлое театра, авторы спектакля широко используют приемы комедии дель арте с ее лацци и пантомиму.

В спектакле, в котором персонажи Гоголя и визуально, и содержательно превращены в нелепых, смешных и трогательных чудаков, сильно ощущение растерянности человека в мире с его непознаваемыми законами.

Спектакль, поразивший зрителей своей внутренней свободой и отрицанием жанровых границ, трогает ощущением своей уникальности, штучности – чувствуется, что каждая деталь сценического рисунка, любая подробность декорации не только тщательно продумана, но и создана вручную. Это сказывается и в том, что, оказываясь каждый раз в новой для себя стране, театр "Кредо" создает новую версию спектакля, играя его на родном для зрителей языке.

© Театр "Кредо"
Сцена из спектакля "Шинель"

"Проба грунта в Казахстане"
Компания "Римини Протокол" (Германия)
23 и 24 ноября
, Центр им. Вс. Мейерхольда

Спектакль компании "Римини Протокол", самого известного документального театра в Европе, следует по маршруту нефтепровода на отрезке Германия-Казахстан. Его герои – русские, немцы, казахи – те, кто так или иначе связан с "черным золотом". Немецкий театр сложно структурировал свой спектакль еще на стадии замысла, выбирая персонажей не по очевидному принципу. Если почитать биографии участников, непрофессиональных актеров спектакля, окажется, что в их жизни самый востребованный в мире ресурс сыграл или играет очень разные роли. Для Генриха Вибе, выросшего в детском доме в Семипалатинске, нефть – это работа: всю свою трудовую жизнь он провел, рассекая на грузовике по степи, перевозя топливо, производимое на заводе в Павлодаре. Для Елены Панибратовой Казахстан – лишь богатый сосед родного Таджикистана, в котором она росла во времена гражданской войны. Теперь она живет в Германии и не найдя работу по специальности, танцует в барах за деньги.

Для кого-то нефть – это невидимый, абстрактный объект продажи, а для кого-то – единственная надежда хоть на какое-то устойчивое благополучие.

Удивительным образом немецкий спектакль оказывается близок нам, нашей стране, для которой цена на нефть всегда была важнее погоды или курса национальной валюты.

Спектакль "Проба грунта в Казахстане" о тех, кого двадцатый век, изменивший географию, скорости, деформировавший понятие родины и нации, гонял по миру по прихоти политических коллизий или маня надеждой. Это непридуманные рассказы, это частности, которые, собираясь в мозаику, отражают глобальные процессы и тектонические сдвиги в истории человечества недавнего прошлого.

© Dorothea Tuch, компания "Римини Протокол"
Сцена из спектакля "Проба грунта в Казахстане"

"Кристина"
Театр Шаубюне (Германия)
1 и 2 декабря
, Дом искусств "Кузьминки"

Может быть, главное событие NET'а – 2012 – долгожданный приезд Кэти Митчелл в Россию. Ее другой спектакль пытался привезти фестиваль "Сезон Станиславского", но не сложилось. Теперь один из наиболее известных европейских режиссеров привезет в Москву свою версию пьесы Августа Стриндберга "Фрекен Жюли", удивившую несколько лет назад Авиньон.

История любовной связи, похожей на поединок, между лакеем и аристократкой, в свое время возмутившая добропорядочную буржуазную публику, в спектакле Митчелл становится лишь фоном. Объектом наблюдения для второстепенной, если следовать пьесе, героини – кухарки Кристины, невесты лакея Жана. Оставляя нетронутой основную, по нынешним временам, может быть, слишком литературно-страстную коллизию, Митчелл фокусирует свою режиссерскую оптику на личности Кристины, делая ее одновременно и наблюдателем, и объектом театрального исследования. Крупные планы – лица, рук, неожиданные ракурсы, привычные мелкие действия кухарки, разобранные здесь на ставшие вдруг значительными составляющие – так Митчелл собирает ее странный, изменчивый, фрагментарный портер.

Неспроста видео-дизайнер, художник Лео Варнер в этом спектакле становится сорежиссером спектакля, соавтором Митчелл. Камера, то отдаляющаяся, то приближающаяся, экран, соединяющий проекцию с телами и жестами актеров, становится одной из главных составляющих языка спектакля.

Механизм создания спектакля здесь обнажен – звуковая партитура, движущая эмоциональный сюжет, создается здесь актерами прямо на глазах зрителей. Удивительно, но это обнажение никоим образом не разрушает загадку театра, рифмующуюся с загадкой человека и жизни.

"Shoot / Get treasure / Repeat"
Театр POST (Россия)
24 и 25 ноября
, Государственная галерея "На Солянке"

Спектакль молодых режиссеров Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского по циклу мини-пьес британца Марка Равенхилла – пример российского театра, вступающего в спор с общепринятой конвенцией. Театр "Post" погрузил текст в музейное пространство, представив героев и идеи пьес как экспонаты, представленные на выставке.

Цикл пьес Равенхилла, представляющий собой современный эпос, был навеян трагическими событиями 11 сентября 2001 года. Та реальность, которая наступила тогда, после теракта, потрясшего мир, в современном искусстве по-настоящему еще не отрефлексирована – Равенхилл, чуткий к социальным метаморфозам настоящего, попытался заполнить этот пробел. В его текстах, написанных в разных стилях – как бытовая драма, как подражание античной трагедии с хором – ощущается тотальная война, разворачивающаяся на разных уровнях, не только на межгосударственном, но, в первую очередь, на семейном, личном. Автор задается вопросом – насколько жизнеспособны смыслообразующие ценности западной демократии, как то свобода слова, гуманизм, права человека, - после многочисленных войн, гуманитарный операций и терактов.

Волкострелов и Александровский, учитывая российскую реальность, необычную стилистику британских пьес, вступили в особенное взаимоотношение с текстом, с героями и со зрителями. Поместив текст в музейное пространство, они даровали зрителю большую свободу в его отношении с текстом. Теперь слова, герои – только лишь экспонаты, позволяющие созерцать их не спеша и по доброй воли. Такая новая форма контакта спектакля и публики – возможный путь интеллектуального театра, предлагающего зрителю, в первую очередь, но сопереживание, а осмысление.

© Театр POST
Сцена из спектакля "Shoot/Get treasure/Repeat"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала