Компания GE, ОАО "Интер РАО ЕЭС" и госкорпорация "Ростехнологии" в конце октября заложили первый камень завода по производству газотурбинных установок в Рыбинске в рамках совместного предприятия (СП) ООО "Русские газовые турбины". Завод, инвестиции в строительство и эксплуатацию которого оцениваются в 5 миллиардов рублей, планируется запустить во втором квартале 2014 года. Вице-председатель GE Джон Райс рассказал в интервью РИА Новости о планах развития бизнеса в России, улучшении инвестиционного климата в стране и о том, какие возможности дает Россия иностранным компаниям.
- Очевидно, что Россия — важный для GE рынок, так как здесь представлены все бизнес-подразделения компании. Особенно заметно на российском рынке присутствие GE в таких областях как энергетика и здравоохранение. А какие подразделения вы считаете приоритетными?
— Для меня важны все наши бизнес-подразделения, и вы упомянули о двух наиболее заметных бизнесах GE в России. Однако не стоит забывать и о других направлениях нашего бизнеса, которые активно развиваются на российском рынке.
Так, наше авиационное подразделение (GE Aviation) поставляет львиную долю реактивных двигателей для внутрироссийских и международных перевозок. Мы активно развиваем авиационное финансирование, лизинг, и соответственно, являемся не только поставщиком авиадвигателей, но и владеем значительным парком воздушных судов, эксплуатируемых ведущими авиакомпаниями.
Мы также расширяем присутствие нашего транспортного подразделения (GE Transportation) на российском рынке, укрепляя партнёрские отношения с локальными компаниями в рамках развития железнодорожной инфраструктуры России.
Хочу отметить, что и наше подразделение Lighting, которое составляет относительно небольшую долю бизнеса GE в России, активно развивает новейшие светодиодные технологии.
- Рассматриваете ли вы возможность создания СП в каких-либо направлениях в России? Если да, то в какой форме?
— GE крайне заинтересована в расширении своего присутствия на российском рынке, что напрямую связано с потребностями и возможностями локального бизнеса. Поэтому мы всегда ищем возможности для установления стратегического взаимовыгодного сотрудничества.
В мае 2012 года GE, КТЖ и «Трасмашдизель» подписали меморандум о намерениях, предусматривающий создание в Астане производства дизельных двигателей и запасных частей по нашим технологиям, которые будут в первую очередь использоваться в производстве тепловозов «Evolution», собираемых по лицензии GE. Огромное количество локомотивов, обслуживающих сейчас железные дороги России и СНГ, отстают в технологическом смысле на три-четыре десятилетия, а стоимость полной замены устаревшей техники на новую чрезвычайно высока. Мы разработали экономичный подход для модернизации и восстановления существующего парка локомотивов в России и СНГ, открыв в Москве Глобальный центр по модернизации, который предоставляет услуги по установке новых двигателей и современной усовершенствованной системы управления, что позволяет значительно снизить расходы на обновление парка локомотивов.
- А как обстоят дела с уже существующими российскими проектами компании в здравоохранении и энергетике? Планируется ли создание новых СП в России в этих отраслях?
— Cовместно с партнерами мы активно работаем над реализацией этих проектов. 31 октября этого года GE, Интер РАО ЕЭС и корпорация «Ростехнологии» заложили первый камень завода по производству газотурбинных установок 6FA в рамках совместного предприятия «Русские газовые турбины» в Рыбинске Ярославской области. Хочу отметить, что наша деятельность в этих отраслях не обязательно ограничится только этими двумя СП. Мы определяем направления, где необходимо расширение партнерских отношений для обеспечения стремительного роста бизнеса в России. Наша политика в этом плане будет достаточно агрессивной.
- Говорят, в России тяжело вести бизнес иностранным компаниям, что они здесь сталкиваются с большими трудностями. Что вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, что в каждой стране свои особенности, трудности и возможности. GE — компания, ведущая свою деятельность более чем в 100 странах по всему миру. В России мы работаем более 90 лет и я не вижу здесь ничего того, что вызывало бы у меня беспокойство или поставило бы под вопрос наше присутствие на российском рынке.
- Все-таки, в чем же заключаются особенности работы в России?
— Россия, как и любой другой рынок, отличается своими уникальными потребностями. В стране с такой численностью населения и территорией, должны решаться определенные инфраструктурные задачи. Например, как обеспечить медицинской помощью всех кто в этом нуждается? Как сделать электроэнергию доступной для большего количества людей и позаботиться о том, чтобы технологии соответствовали требованиям устойчивого развития и находились на высоком уровне? Я вижу, что правительство России стремится развивать эти направления. Объединяя усилия с локальными партнерами, предоставляя доступ к нашим новейшим продуктам и технологиям, мы поддерживаем усилия правительства России по созданию иннвационной политики.
- Вы довольны развитием компании в России?
— Я очень горжусь той работой, которую GE проделала в России, особенно за последние 5-10 лет. Мы продолжаем двигаться вперед с целью стать лучшим инвестором и надежным партнером как для государства, так и для локальных заказчиков.
- Как вам кажется, инвестиционный климат в России в последние 5-10 лет улучшился?
— Сегодня не везде встретишь представителей государства, которые заинтересованы в том, чтобы международные инвесторы участвовали в развитии экономики страны, а также чтобы это происходило на равных для всех участников условиях. Предоставление равных конкурентных возможностей, понимания приоритетов государства и установление прозрачных и четких правил — очень важно. Все остальное за нами. Мы должны были заслужить право работать здесь и мы это сделали, привнося свой вклад в развитие страны.
- А как насчет предоставляемых возможностей? Я имею в виду возможности, уникальные для России.
— Я думаю, что здесь, прежде всего, стоит отметить природные ресурсы и роль нефтегазовой и горнодобывающей промышленности в развитии страны и ее экономики, а также в развитии других стран, для которых Россия является экспортером природных ресурсов. Это огромное преимущество. А такая компания как наша, готова внести вклад в развитие этих отраслей. Мы знаем, что для правительства России энергоэффективность является одним из приоритетов, поэтому мы вкладываем миллионы долларов в повышение эффективности энергетических технологий. Это еще одна сфера, где мы можем помочь. Мы также знаем, что государство заинтересовано в обеспечении всего населения страны более доступными медицинскими услугами. Именно этому сейчас уделяется огромное внимание и в нашем подразделении GE Healthcare. Однозначно можно сказать, что есть много общего между нашими приоритетами и приоритетами, которые ставит перед собой государство.
- Это характерно только для деятельности GE в России или в других странах такая же ситуация?
— Россия — страна, представляющая особую важность в геополитическом плане, по объемам экономики, природных ресурсов, территории и масштабов. Здесь много талантливых специалистов и уникальные возможности для развития бизнеса, и наша задача заключается в том, чтобы использовать предоставляемые возможности и организовать эффективное развитие бизнеса.