Так сложилось, что Международный авиакосмический салон «Airshow China — 2012» в китайском городе Чжухай является завершающим в череде мировых форумов военных технологий и вооружений в текущем году. Тем не менее военные специалисты практически всех ведущих стран мира, занимающиеся экспортом вооружений, рассматривают этот авиасалон как одну из важнейших возможностей по продвижению своей продукции. Не является исключением и Россия в лице ОАО «Рособоронэкспорт».
По мнению специалистов предприятия, выставка в Китае рассматривается как важное направление маркетинговой работы. Именно здесь закладывается основа для будущих контрактов и соглашений с потенциальными покупателями из стран региона. Главная особенность этой выставки в том, что она ориентирована на Юго-Восточную Азию, а это регион, который для нас является стратегическим и очень перспективным в плане военно-технического сотрудничества.
Впервые салон Airshow China открылся в 1996 году и к настоящему времени стал крупнейшей региональной площадкой современной авиационной техники, а «Рособоронэкспорт» уже в седьмой раз приезжает в Чжухай в качестве постоянного участника.
Накануне открытия выставки на вопросы заместителя руководителя Объединенной редакции новостей РИА Новости Валерия Ярмоленко ответил руководитель департамента Военно-Воздушных сил (ВВС) «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев, который возглавляет делегацию предприятия.
- Сергей Константинович, когда «Рособоронэкспорт» планирует заключить контракт на поставку в Индию новой партии истребителей Су-30 МКИ?
— В настоящее время Индия активно проводит перевооружение парка боевых самолетов — она намерена обеспечить свои военно-воздушные силы самой современной авиационной техникой. Планируется, что к 2020 году индийские ВВС будут иметь порядка 270 истребителей Су-30МКИ, которые составят основу истребительной авиации страны.
Первые российские истребители Су-30МКИ поступили в Индию еще в 1996 году. Сейчас в индийских ВВС насчитывается более 140 многоцелевых истребителей Су-30МКИ, а их общий налет приближается к 100 тысячам часов.
В соответствии со своими масштабными планами ВВС Индии намерены заказать дополнительную партию истребителей Су-30МКИ. Их лицензионная сборка будет проводиться национальной компанией HAL.
К настоящему времени мы подготовили и передали на утверждение индийской стороне проект контракта. Мы очень надеемся, что до конца нынешнего года он будет рассмотрен и подписан.
Хочу напомнить, что в конце прошлого года на двухместном Су-30МКИ совершил полет главком индийских ВВС главный маршал авиации Норман Анил Кумар Браун. Он остался доволен тактико-техническими характеристиками самолета и его боевыми возможностями. После завершения полета, который продолжался почти час, маршал выступил перед личным составом авиабазы Лахегаон. Тогда он отметил, что «флот самолетов Су-30МКИ находится в хороших и умелых руках».
Кроме того, в ноябре 2009 года на истребителе Су-30МКИ совершила полет Пратибха Патил, занимавшая в то время пост президента Индии. Она стала не только первой женщиной-президентом, которая поднялась в воздух на Су-30МКИ, но и установила своеобразный возрастной рекорд, совершив свой полет в 74 года.
Мы в свою очередь можем отметить, что полеты, в которых непосредственно участвовали руководители Индии являются свидетельством высокого доверия к российской боевой технике.
- Будут ли представлены на выставке в Чжухае натурные образцы и планируются ли выступления российских пилотажных групп?
— Делегация «Рособоронэкспорта» не планирует демонстрировать в Чжухае натурные образцы российской боевой авиатехники. В ходе встреч с нашими потенциальными заказчиками мы проведем мультимедийные презентации наших самолетов и вертолетов, подробно расскажем о вооружении, бортовом оборудовании, послепродажном обслуживании, возможностях модернизации. На следующих этапах переговорного процесса мы можем пригласить наших партнеров на заводы-производители российской авиатехники, где они познакомятся с реальными возможностями и потенциалом оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Также гости смогут не только увидеть российскую боевую авиатехнику в действии, но и сами посидеть за штурвалами современных боевых машин.
Что касается салона в Чжухае, то здесь пилотажные возможности российских боевых самолетов продемонстрирует группа «Русские витязи» в составе пяти истребителей Су-27 и одного Су-27УБ.
- Какие поставки российских вооружений осуществляются сейчас в Сирию?
— Россия сейчас в полном объеме выполняет все ранее достигнутые договоренности в сфере военно-технического сотрудничества с Сирией. При этом все, что поставляется в эту страну по ранее заключенным контрактам, делается на законных основаниях. Россия, продавая Сирии продукцию военного назначения, не нарушает ни международных договоров, ни российское экспортное законодательство по вопросу поставок вооружений своим иностранным партнерам, которое является одним из самых жестких в мире и соответствует всем международным нормам.
- Каковы перспективы истребителя Су-35 в бразильском тендере или мы окончательно из него выбыли?
— Бразильская программа приобретения современного боевого самолета идет с небольшими перерывами с 2001 года. Мы участвовали во всех ее фазах, и бразильские военные всегда по достоинству оценивали преимущества наших самолетов.
Самый современный российский самолет, который мы предлагаем Бразилии, это Су-35. Он имеет высокие показатели по скорости, тяговооруженности, а также по дальности полета, которая позволяет прикрывать все границы страны при действии с авиабазы Анáполис, расположенной практически в центре национальной территории. Мощная система вооружений, которой оснащается Су-35, современные средства поражения позволяют данному авиационному комплексу решать самые разнообразные задачи, с которыми могут столкнуться ВВС страны такого серьезного геополитического масштаба как Бразилия.
Последний этап бразильской программы приобретения самолетов — тендер FX-2 — начался в 2008 году и до сих пор окончательно не завершен. Однако уже сейчас ВВС Бразилии рассматривают новые технологические требования к своему перспективному самолету. Мы к этому готовы и в настоящее время предлагаем не только поставку, но и программу технологической и промышленной кооперации, в результате которой ВВС Бразилии могут получить самолет, который бы удовлетворял потребности высокого оперативного и стратегического уровня мирного и военного времени. К тому же мы рассчитываем найти в лице предприятий национальной военной промышленности достойных партнеров, с которыми мы могли бы долгосрочно сотрудничать.
Бразилия для нас вообще особенная страна. Во-первых, это наш стратегический партнер в двухстороннем плане и в рамках блока БРИКС. Во-вторых, наш опыт общения с Министерством обороны Бразилии давно показал, что такое сотрудничество — это в первую очередь взаимовыгодный процесс, позволяющий Бразилии и России совместно развиваться и продвигаться современные технологии.
- Когда планируется реализация контракта на самолеты AWACS для Индии?
— Договор о продаже ВВС Индии самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, оборудованных системой типа AWACS (Airborne Warning and Control System) на базе российских транспортных машин Ил-76, был подписан 5 февраля 2004 года в Дели. По желанию индийской стороны предполагалось обеспечение самолетов многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2075 израильской фирмы Elta. Поэтому в марте 2004 года с этой фирмой был заключен соответствующий договор, который к настоящему времени полностью выполнен.
В период с мая 2009 по март 2011 года Индия получила самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и стала седьмой страной, включая США, Россию, Великобританию, Китай, Францию и Австралию, обладающей этой современной воздушной техникой.
Самолет успешно выполняет функции воздушного командного пункта. Он применяется для контроля оперативной обстановки и оповещения командных пунктов всех видов вооруженных сил, обнаружения и сопровождения воздушных, наземных и надводных целей, а также управления боевыми действиями истребительной и ударной авиации.
После завершения контракта Индия заказала еще два самолета дальнего радиолокационного обнаружения. В связи с этим в феврале прошлого года от израильской фирмы Elta к нам поступила соответствующая заявка, и в настоящее время обсуждаются технические и коммерческие детали проекта.
Реализация этого контракта — еще один пример успешной международной кооперации в создании современной боевой техники.
- Сегодня ни одна выставка не обходится без демонстрации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Каков потенциал мирового рынка этих изделий и каковы перспективы России в этом секторе вооружений?
— Активное развитие беспилотных летательных аппаратов на базе современных цифровых технологий стартовало в 2000-м году, а чуть позже начался и экспорт дронов.
В период с 2003 по 2012 год закупки БПЛА осуществили 38 стран на сумму 3,57 млрд долларов. По прогнозам Forecast International, мировой рынок беспилотников продолжит активный рост и за следующие десять лет достигнет 71 млрд долларов. Сейчас основными поставщиками дронов являются Израиль и США, на долю которых приходится 70% мирового экспорта. В среднесрочной перспективе в тройку лидеров войдет Китай. Определенные шансы занять свой сегмент на этом рынке есть и у России.
У нас созданы конкурентоспособные образцы БПЛА — «Орлан-10», «ЗАЛА-421-016», «Элерон-10» и другие. Эти образцы отвечают современным требованиям, а по некоторым позициям (дальность, высота, продолжительность полета) даже превосходят зарубежные аналоги. Так что при соответствующей организации работ в течение ближайших десятилетия мы сможем занять 3-5% мирового рынка. Если говорить о потребностях внутреннего рынка, то они значительно выше. Поэтому перспективный российский рынок привлекает зарубежных экспортеров.
Наиболее активно сейчас развивается рынок беспилотных летательных аппаратов в Азии. Его емкость составляет 14,5 млрд. долларов, из которых 35% приходится на импортные закупки. Второе место удерживает Европа с объемом 9 млрд. долларов с собственным производством и закупками. Третья позиция за странами Латинской Америки — 5,7 млрд. долларов.
Однако эти цифры не отражают стратегическую перспективу, при которой, по мнению экспертов, шестое поколение авиации будет беспилотным, а доля пилотируемых самолетов и вертолетов в вооруженных силах передовых государств может снизиться до 40%.
- Какова доля проданной за рубеж в 2012 году авиационной техники от общей суммы российского экспорта и каков портфель заказов по линии ВВС?
— На сегодняшний день «Рособоронэкспорт» поставил своим зарубежным заказчикам авиационной техники (я имею в виду и самолеты, и вертолеты) на 4,2 млрд. долларов, что составляет около 40% от всего экспорта. К концу года эта цифра увеличится.
Что касается портфеля заказов по линии ВВС, то он равен 11,2 млрд. долларов. Это примерно 30% стоимости всех имеющихся на сегодняшний день контрактов «Рособоронэкспорта». Понятно, что это очень динамичный показатель — в то время как выполняются одни контракты, подписываются новые, а в связи с этим меняется и сумма портфеля заказов.
— Планирует ли «Рособоронэкспорт» подписать новые контракты на авиасалоне в Чжухае?
— На выставке в Китае мы не планируем заключать каких-либо крупных контрактов. Участие в этом авиасалоне «Рособоронэкспорт» рассматривает как важное направление маркетинговой работы. Особенность этой выставки в том, что она ориентирована на Юго-Восточную Азию — очень перспективный для нас регион. Впервые салон Airshow China открылся в 1996 году и к настоящему времени стал крупнейшей региональной площадкой современной авиационной техники.
«Рособоронэкспорт» уже в седьмой раз приезжает в Чжухай в качестве постоянного участника выставки. В нынешнем году на территории China Airshow Center нашу делегацию ожидает напряженный график встреч, презентаций и переговоров с делегациями государств региона по современным образцам российской авиационной техники и вооружения. Уверен, что конечным результатом этой работы и станет подписание новых контрактов.