Рейтинг@Mail.ru
Cочинения трех веков в исполнении Малены Эрнман - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Cочинения трех веков в исполнении Малены Эрнман

Читать ria.ru в
Дзен
Шведское меццо-сопрано Малена Эрнман выступила в Концертном зале имени Чайковского в рамках филармонического абонемента "Звезды мировой оперы в Москве".

Елена Чишковская

Шведское меццо-сопрано Малена Эрнман выступила в Концертном зале имени Чайковского в рамках филармонического абонемента "Звезды мировой оперы в Москве".

Совместно с Московским камерным оркестром Musica Viva и английским дирижером Мэттью Уиллисом она представила программу из сочинений Генделя, Моцарта, Иоганна Штрауса, Оффенбаха и Лучано Берио.

Одна из самых известных певиц Скандинавии, Эрнман воплощает собой новый тип оперной дивы. В отличие от недавно побывавшей в столице Вальтрауд Майер, примадонны старого образца, положившей жизнь на алтарь служения опере и отказавшейся во имя ее от мирских радостей, Эрнман — энергичная бунтарка. Вопреки всем устоявшимся канонам, она доказывает, что оперная певица вполне может сочетать серьезную международную карьеру, счастливую семейную жизнь и дерзкие эксперименты вроде участия в "Евровидении", записи дисков в жанре кроссовер, пения в мюзиклах, исполнения кабаретных номеров в телевизионных программах и прочее.

Репертуарная "всеядность" Эрнман проявилась и в выборе программы для московского выступления, хотя из академических рамок исполнительница не выбивалась. Между тем решиться исполнять в один вечер сочинения трех веков — от Генделя и Моцарта до Оффенбаха и итальянского авангардиста второй половины прошлого века Лучано Берио — отважилась бы далеко не каждая певица.

Но Эрнман знала, что делала. С легкостью переключаясь с одного стиля на другой, певица моментально вживалась в каждый новый образ, совершенно свободно чувствуя себя в нем как артистически (жесты, мимика, движения на сцене — всем этим темпераментная Эрнман не пренебрегала), так и музыкально. Разочаровывало лишь то, что голос певицы — умопомрачительно подвижный, идеальный в интонационном отношении — оказался достаточно камерным, поэтому наслаждаться в полной мере всеми его красотами могли лишь слушатели первых рядов партера.

Первое отделение, как и положено, было отдано веку XVIII — вечер открылся увертюрой к опере "Ксеркс" Генделя. Чинную атмосферу серьезного филармонического собрания разрушила сама Малена, выбежавшая на сцену в брюках, заправленных в мягкие сапожки на плоской подошве, и полосатой блузе без рукавов. Длинные волосы лихой дивы были забраны в хвост. Хулиганистый образ усиливали весьма впечатляющие для оперной примы накачанные бицепсы. Появление в подобном виде, конечно же, было оправданным — Эрнман начала выступление с арий мужского персонажа Ксеркса (партия изначально предназначалась для певца-кастрата), но нужного эффекта она, тем не менее, добилась — зал взбодрился и настроился на что-то не вполне обычное.

На протяжении всего концерта эксцентричная шведка переодевалась еще три раза — в рондо "Вителии" Моцарта вышла в легчайшем платье телесного цвета. Во втором отделении, где звучали сочинения авторов XIX и XX веков, вновь появилась в брюках, но уже в образе элегантном — на каблуках, в черной блузке и черном бархатном пиджаке. Так она пела "Романс Никлауса" из "Сказок Гофмана" Оффенбаха и "Куплеты графа Орловского" из "Летучей мыши" Штрауса. Исполняя на немецком куплеты русского графа перед русской публикой, Эрнман, конечно же, не смогла удержаться от хулиганской выходки. Несколько растянув оркестровую паузу и обведя во время ее глазами зал, она сказала глубоким контральто по-русски: "Боже мой! Сколько же тут народу!", чем вызвала хохот и аплодисменты. Для исполнения последнего сочинения — "Народных песнях для меццо-сопрано и оркестра" Лучано Берио — Эрнман вышла в простом фиолетовом платье, тем самым как бы давая публике сосредоточиться на исполняемой вещи.

"Народные песни для меццо-сопрано и камерного оркестра" Берио — большая редкость для российской сцены. Их попросту некому исполнять. От певицы тут требуется умение петь в народной манере, имитировать тирольское горловое звучание, владеть искусством восточной орнаментики, а также хрипеть, кричать и уметь воспроизводить различные не вполне музыкальные звуки — словом, тут мало быть оперной певицей. Но именно в этом сочинении Малена Эрнман была невероятно убедительна. Пританцовывая, она эффектно завершила цикл азербайджанской песней, в которой выверен был не только каждый звук, но и каждое движение ее вроде бы простого и минималистичного, но очень завораживающего восточного танца.

Стоит отметить, что Эрнман повезло с оркестром и дирижером. Московский коллектив Musica Viva — пожалуй, самый универсальный и творчески мобильный из всех столичных камерных оркестров — оказался здесь как нельзя более кстати. В каждом номере музыканты и дирижер были с певицей на одной волне, с такой же легкостью, как она сама, меняли стили и во всех номерах программы выступали достойными партнерами блистательной шведки.

По окончании концерта Малене Эрнман восторженно аплодировал не только зал, но и оркестр. Примадонна отблагодарила своих поклонников, исполнив на "бис" знаменитую арию Розины из оперы Россини "Севильский цирюльник".

Малена Эрнман училась в Орлеанской консерватории во Франции, а также в Университетском колледже оперы в Стокгольме. Ее репертуар охватывает музыку нескольких столетий — от Монтеверди и Перселла до сочинений современных скандинавских авторов. Разносторонние интересы и исполнительские возможности певицы позволяют ей также включать в свои программы джаз, кабаре и эстрадную музыку. Особое признание певица завоевала в барочном репертуаре. В 2006 году она участвовала в мировой премьере оперы "Жюли" бельгийского композитора Филиппа Бессмана на сцене брюссельского театра La Monnaie.

Малена Эрнман активно выступает как концертная певица. В ее репертуаре — мессы Моцарта, пассионы Баха, сочинения современных авторов. Певица выступала с такими прославленными дирижерами, как Рене Якобс, Марк Минковски, Филипп Херрвег, Николаус Арнонкур, Даниэль Баренбойм, Эса-Пекка Салонен, Владимир Юровский, Арнольд Остман, Карло Рицци, Джон Нельсон. Эрнман также выступала в роли Салли Боулз в мюзикле "Кабаре" в Королевском драматическом театре Швеции и представляла свою страну на конкурсе "Евровидение" в Москве в 2009 году.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала