Рейтинг@Mail.ru
Илья Олейников. Девяносто процентов узнают в нем себя - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Илья Олейников. Девяносто процентов узнают в нем себя

Читать ria.ru в
Дзен
Единственной настоящей его наградой была популярность. Он поздно начал, у него не получилось многое из того, о чем мечтал. Но его любили, и самое обидное, наверное, что Илья Олейников при жизни не дождался тех слов, которые о нем скажут после его смерти.

Алена Солнцева, специальный корреспондент газеты "Московские новости", для РИА Новости.

Единственной  настоящей его наградой была популярность.  Он поздно начал, у него не получилось многое из того, о чем мечтал. Но его любили, и самое обидное, наверное, что Илья Олейников при жизни не дождался тех слов, которые о нем скажут после его смерти.

Горестная судьба артиста

Олейников закончил цирковое училище – но работать в цирке никогда не хотел. Ему очень повезло, его педагог по училищу Александр Ширвинд сделал на телевидение новую программу "Телеинтервью",  в которой Олейников принимал участие вместе с Андреем Мироновым, Татьяной Пельтцер и другими актерами модного тогда театра Сатиры. Сама передача особо не запомнилась, но это был отличный старт для молодого актера.

Сам он вспоминал об этом так:  "Это был 70-й год, и программ было не 98, а всего 2 – первая и четвертая. И любое появление на телевидении, если оно было достаточно ярким, сразу становилось колоссальным плацдармом для движения вперед. То есть, тебя в течение одного вечера узнавала вся страна. Это не то что сейчас… И вот я как-то сразу почувствовал себя популярным, как-то так хорошо мне стало. Потом неожиданно получил повестку в военкомат. И как бы сказка закончилась".

После армии  Олейникова забыли. Путь назад, на телевидение, к известности и славе, был очень долгим.  Его сокурсник, Геннадий Хазанов, с которым он себя тогда сравнивал, сильно его обогнал: "Пока я служил в армии, Гена за эти два года стал Хазановым, он вдруг так резко ушел вперед, причем, надолго. У меня была одна задача – я хотел, так сказать, чтоб мы с ним опять встали на одну ступень. И это было для меня колоссальным стимулом. Потому что если б не было Хазанова, я не знаю, бился бы я так за себя в искусстве".

Биться пришлось долго. Программа "Городок", после которой о дуэте Олейников-Стоянов сразу заговорили все, случилась только в 1993 году, то есть более чем через двадцать лет. Олейникову уже было 45, возраст для артиста солидный. Тем не менее, юмористическая программа питерского телевидения была настолько удачной и смешной, что  ее очень скоро пригласили на центральный федеральный канал, а дальше – ну все знают, что было дальше.

Для самого Олейникова "Городок" был любимым, но бременем. Более 300 выпусков, постоянная востребованность, бесконечные приглашения "Городка" на корпоративы и концерты, много напряжения, много усилий, накапливающаяся усталость. Он не жаловался, но иногда прорывалось. На вопрос, не надоел ли "Городок" ответил как-то, что как к жене после 16 лет брака, невозможно испытывать такой же градус желания, так и тут: "когда столько лет смешишь людей, воплощая при этом множество разных персонажей, сильно устаешь от юмора".

Олейникову очень хотелось реализовать себя иначе – он сочинял музыку, писал мемуарную прозу, играл в антрепризных спектаклях, даже сочинил, поставил, спродюсировал и сам оплатил мюзикл "Пророк",  который шел вроде бы с успехом, но расходов не выдержал, пришлось спектакль снять. Такого успеха, как у  "Городка", больше  так и не случилось. Однако это совсем не мало — создать нечто такое, что было любимо, узнаваемо, понятно и востребовано на протяжении почти двух десятков лет.

Блеск и огни городка

"Маленький городок" – таким было первоначальное название программы.  Уменьшительный суффикс обязателен – это не большое социальное пространство – страны, мира, а интимное, закрытое, соседское – в лучшем случае микрорайон, а то и местечко. 

Персонажи скетчей – типичны, узнаваемы, характерны, мы их постоянно встречаем поблизости.  Нет никакой социальной критики, сатиры. Да что там, и литературной основы-то практически нет. Сценарии пишут разные люди, их имен мы не знаем: команда состоит из человек из семи,  главное, чтобы из анекдота родилась маленькая история, психологический этюд, в котором важен не сюжет, а характер, подробности, интонации, то, что приносят туда исполнители.

Поэтому правильно считать, что программа "Городок" – авторская, то есть актерская.

Грустный клоун

Их дуэт со Стояновым сложился сразу и очень удачно. Один круглый, мягкий, другой – длинный, вертикальный. Один бодрячок, другой – пессимист, один – активный, определяющий, задающий, другой — интуитивный, чувствующий, принимающий.  

Традиция литературного юмора в России довольно богатая: тут и Антон Чехонте, и Шелом-Алейхем, и Зощенко, и Ильф с Петровым, и Жванецкий.  И вот то, как эти традиции  претворились в простецкой телевизионной развлекательной программе, "в русской народной передаче"  – загадка актерского таланта.

Юмор у Олейникова и Стоянова был мягкий, грустноватый, за шутками всегда мерещилась какая-то извиняющаяся интонация, сюжеты все очень похожие – недотепы-алкаши, техники, работяги, немолодые тетки…

Стояновские герои – поинтеллигентней, олейниковские – попроще, но в общем – одинаковые: незадачливые, жуликоватые, не победители — но и неунывающие.  Невезучие, но обаятельные. Маленькие люди, акакии акакиевичи, все мы вышли из гоголевской шинели…В этой, пойманной неосознанно, типажности, наверное, и заключалась причина их успеха –  им удалось уловить секрет непотопляемости нации, ее пессимистического оптимизма.

Илья Олейников был грустный клоун. Один из последних неосуществленных его проектов — римейки гайдаевских комедий.

Он собирался сыграть товарища Саахова в новой "Кавказкой пленнице", но не смог из-за болезни. А до этого вел переговоры о "Бриллиантовой руке", и тоже – не успел. Но на самом деле, он их всех сыграл – в сотнях своих миниатюрных ролей.

"Ах, как хочется вернуться, Ах, как хочется ворваться в городок. На нашу улицу в три дома, Где все просто и знакомо, на денек. Где без спроса входят в гости, Где нет зависти и злости — милый дом. Где рождение справляют, И навеки провожают — всем двором". В этой исполненной Анжеликой Варум песне, завершающей каждую программу, заключен манифест не одного поколения. 

Такая вот у нас мечта — о стране городков… Олейников воплотил ее для нас. И мы себя узнавали в его героях.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала