МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости. Повторный разлив нефтепродуктов в Керченском проливе, соединяющем Азовское и Чёрное моря, где в 2007 году во время сильного шторма вылилось несколько тысяч тонн мазута, весьма вероятен, в том числе из-за появления новых стоянок танкеров для перегрузки нефти, сообщает общественная организация "Зеленый патруль".
Шторм в ноябре 2007 года затопил четыре судна в Керченском проливе, шесть кораблей сели на мель, два танкера получили повреждения. Из танкеров в море вылилось около двух тысяч тонн мазута, а на затонувших сухогрузах находилось около семи тысяч тонн серы. В Керченском проливе на следующий день после катастрофы было отмечено пятидесятикратное превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в воде, произошла массовая гибель птиц и рыб. Основные работы по ликвидации последствий кораблекрушений продолжались в течение месяца, от нефтяных отходов было очищено более 50 километров побережья Керченского пролива.
"Наступает пятая годовщина гибели людей и экологической катастрофы в Керченском проливе. Нефтепродукты до сих пор лежат на берегах косы Тузла. Если раньше на рейде в море было три-четыре площадки перегрузки серы, нефтепродуктов и других грузов, то в октябре 2012 года мы их насчитали уже шесть. Ситуация только ухудшилась. В пробах с прибойной полосы на этой косе и сейчас превышены предельно допустимые концентрации по нефтепродуктам в 500 тысяч раз! Повторение катастрофы 2007 года в ближайшее время более чем вероятно", — приводятся в сообщении слова председателя "Зеленого патруля" Андрея Нагибина.
К такой оценке эксперты пришли после проведения в октябре- ноябре этого года экологической экспедиции "37-й меридиан" на полуострове Тамань и в Краснодарском крае, организованной "Зеленым патрулем". Во время экспедиции ученые обследовали прибрежно-защитную полосу моря, рейдовые перегрузки в Керченском проливе, полигоны складирования мусора, места сбросов сточных вод и другие загрязненные участки.
Не только нефть
Защитники природы оценили не только последствия бедствия 2007 года, но и экологическую обстановку в регионе в целом, собирая данные как от организаций и производств, так и от простых людей.
"Мы получаем информацию на "горячую линию" "Зеленого патруля" от простых людей, жителей региона, и сами ее проверяем силами независимых экспертов. Уровень загрязнения почв от выбросов автотранспорта в целом в огородах жителей станиц превышает допустимые концентрации по тяжелым металлам в десятки раз, что показали результаты химических анализов. В ходе экспедиции выявлено более десятка эпизодов серьезных нарушений природоохранного законодательства", — добавил Нагибин.
Причинами для жалоб местных жителей, по словам участников экспедиции, стали и горящая свалка в окрестностях станицы Тамань, и несанкционированные полигоны мусора на Таманском полуострове.
Участники экспедиции представили на общественных обсуждениях в станице Тамань в пятницу химический анализ проб воды и почвы, информацию об экологической ответственности регионального бизнеса, природоохранных преступлениях, а так же выводы независимых экспертов об экологической ситуации в Керченском проливе.
Экспедиция стала первым этапом большого исследования экологической ситуации по 37-му меридиану восточной долготы — от полуострова Тамань до Мурманской области на севере европейской части России, а так же в Донецкой и Харьковской областях Украины.
Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" имеет опыт проведения экологических инспекций в десятках регионах России. Среди реализуемых этой организацией проектов: "Первая народная экологическая карта", "Экологический рейтинг субъектов РФ", "Список 100 главных загрязнителей России", экспедиция "Великие реки России", во время которой было обследовано 20 субъектов РФ, находящихся в водосборных бассейнах рек Волга, Москва, Ока, Енисей и многих других.