Рейтинг@Mail.ru
"Warum warum" Питера Брука: почему и зачем театр? - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Warum warum" Питера Брука: почему и зачем театр?

© Фото : Leonard ZublerСцена из спектакля Питера Брука "Warum Warum"
Сцена из спектакля Питера Брука Warum Warum
Читать ria.ru в
Показами спектакля живого классика мирового театра Питера Брука "Warum warum" на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда завершается восьмой Международный фестиваль "Сезон Станиславского".

Анна Банасюкевич

Показами спектакля живого классика мирового театра Питера Брука "Warum warum" на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда завершается восьмой Международный фестиваль "Сезон Станиславского"

Питер Брук – одна из ключевых фигур театра ХХ века. Родившийся в 1925 году, Брук, поставивший свой первый спектакль в 17 лет, всю свою творческую жизнь посвятил поиску, основываясь на убеждении, что в творчестве, да и в жизни, все полезно подвергать сомнению и проверке на прочность.

Исследователи творчества Брука находят в его произведениях разные влияния, в отдельные периоды усматривая в его спектаклях то отголоски  эстетики Брехта, то мировоззрение Антонена Арто с его "театром жестокости". Впрочем, сам Брук в многочисленных интервью не раз рассказывал о том, что теоретические труды великих новаторов ХХ века, в том числе и глубокого почитаемого им Мейерхольда, он стал читать гораздо позднее, чем поставил многие спектакли своего "золотого фонда".

Брук, на словах весьма скептически относящийся к теории, как к своду каких-то незыблемых правил, сам известен как теоретик: его книги, особенно наиболее известный труд "Пустое пространство", - бестселлер для театралов, один из основополагающих трудов в теории режиссуры второй половины ХХ века. Впрочем, теории Брука это всегда обобщение собственного опыта, собственной практики и итог исследования различных техник театра.
 
"Warum warum" - спектакль, поставленный Бруком в 2008 году на сцене Швейцарского театра Schauspielhaus Zurich с актрисой Мириам Голдшмидт, сотрудничать с которой режиссер начал несколько десятилетий назад. В спектакле, исследующем природу, возможности и суть театра, актриса – это, фактически, голос самого режиссера. Она выходит - на пустую сцену, незащищенная декорациями, эффектами, партнерами, - чтобы задавать вопросы. В первую очередь, как раз о том, зачем же вообще выходить на эту сцену?

В размышления Брука вплетаются фрагменты рассуждений и воспоминаний тех, кто стал олицетворением режиссерского театра двадцатого века – Арто, Мейерхольда, Дюллена, Крэга.

В распоряжении актрисы в свободной одежде восточного стиля, с красным шарфом и в черном, почти клоунском, парике – только стул на колесиках, и рамка, дверной проем – как сценический портал. Все остальное рождается из слов и из взаимодействия слов и музыки.

Музыка становится в этом спектакле не просто фоном - именно она рождает те образы ушедших "великих" с их сокровенным опытом, которые вызывает к жизни героиня. Музыкант Франческо Агнелло играет на странном, малоизвестном в России инструменте: ханг, изобретенный не так давно, представляет собой две соединенные тарелки, чье звучание в зависимости от прикосновения может быть очень разным. В звучании ханга много шаманского, мистического – во-многом, именно благодаря этому взаимодействию почти ритуально звучащей музыки со словом, спектакль не превращается в лекцию. Скорее, это какой-то внутренний путь человека, творящего будто священнодействующего.

© Leonard Zubler
Сцена из спектакля Питера Брука "Warum Warum"


В такой форме сокровенной беседы с самим собой, да еще и при "обнажении" этого свершающегося интеллектуального опыта перед публикой в зале, вопрос о театре приобретает онтологический ракурс. Не зря в финале актриса переходит от вопросов о существовании актера на сцене, о том, что такое техника и талант, к вопросу о появлении театра, о его природе и назначении в истории человечества. Одновременно ироничным и вполне серьезным ответом на эти вопросы становится легенда, которую актриса рассказывает под конец спектакля. Театр – как лекарство от тоски, созданное Богом на седьмой день. Бог подарил людям свободное время, выходной, но им стало скучно, тогда появился театр. Для постижения небесных законов и как утешение одиноким.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала