Олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Анна Чичерова сейчас пропускает зимний сезон, отдыхает и вспоминает прошлое лето. В интервью корреспонденту ФЦП-Пресс она рассказала, как перед Олимпиадой возвращалась в большой спорт, и что она собирается делать дальше.
- Что заставило вас вернуться, когда после чемпионата мира 2009 года в Берлине и обидного второго места вы решили завершить карьеру и заняться семьей?
- Просто стало скучно. Не скрываю, что была и другая сторона вопроса. На тот момент я посчитала, что у меня возникнут определенные сложности, если я захочу делать что-то так же хорошо, как и прыгать в высоту. В жизни я руководствуюсь принципом "либо отлично, либо никак". А на то, чтобы найти себя в каком-то другом занятии, потребовалось бы время. До Олимпиады тогда у меня еще был запас времени, поэтому я решила попытать счастье вновь.
Тем не менее, я ни в чем не была уверена и никаких особых иллюзий не питала. Были у меня и страхи по поводу моих предыдущих проблем со стопами. Но муж подсказал мне хорошую мысль: лучше попробовать и сожалеть, чем не попробовать и так же сожалеть. Так что решили, что я вступлю на этот путь, а что будет дальше, станет понятно после чемпионата России.
- Любая другая медаль кроме "золота" была бы для вас в Лондоне полным провалом?
- Да. И для этого были свои основания. Все-таки мне не 15 лет и рассчитывать на еще одну возможность завоевать в том же Рио-де-Жанейро олимпийское "золото" было бы глупо. Есть, конечно, надежда на это, но на этом фоне она смотрится зыбко. Все-таки 30 лет и 34 – большая разница.
А накануне лондонской Олимпиады я понимала, что такой шанс мне предоставляется, возможно, в последний раз и я должна стопроцентно его реализовать. Это была очень сильная мотивация и это же, наверное, и толкало меня на то, чтобы делать все безошибочно, не смотреть ни на какие сложности, идти к своей цели и не оставлять шансов соперникам.
- Как отнеслись к известию, что Бланка Власич пропустит Олимпиаду-2012?
- Абсолютно не рассматривала эту новость как еще один шаг к медали. Я не ждала никаких подарков от конкурентов. Помимо Власич там было еще очень много желающих завоевать медали, в том числе, и высшего достоинства. Конечно, участие Бланки, может быть и усложнило бы ситуацию, но я не рассчитывала на легкую победу.
- Известно о вашем с Власич противостоянии. В каких вы с ней отношениях?
- В достаточно хороших. Хотя в прошлом году обстановка была немного накалена в силу ряда публикаций в прессе. Но это обычное дело. В целом у нас с Бланкой абсолютно нормальные отношения. Я совершенно не испытываю по отношению к ней чувство ненависти. С уважением отношусь к этой спортсменке и от всей души желаю ей скорейшего восстановления.
Это ни в коем случае не лесть. По себе прекрасно знаю, что травма – то, что тебя выбивает из колеи настолько, что подняться после этого в разы сложнее, чем достигнуть какого-то успеха. Это требует огромных усилий и силы воли и очень тяжело психологически.
- Какие чувства испытывали до вылета в Лондон, когда Олимпиада уже вовсю шла, а медальная копилка России все еще была незавидной?
- Конечно же, было очень грустно. Мы смотрели ночью плавание, в котором китайцы и американцы штамповали медали одну за другой, и переживали за наших спортсменов. А сами уже находились в томительном ожидании, как бык, которого вот-вот выпустят на арену. Хотелось скорее в бой, чтобы по максимуму сделать то, на что рассчитывали. Думаю, такие же чувства испытывали все наши олимпийцы.
По сути, это и рождает сплоченность, результат, когда есть сопереживание, ощущение единства команды, когда каждое звено друг за друга отвечает. Поэтому я очень радовалась всем нашим победам. Каждая медаль у меня вызывала бурю эмоций.
- В одном из интервью вы сказали, что не помните, как пели гимн России, заигравший в честь метательницы молота Татьяны Лысенко. Как так получилось?
- По правде говоря, я прекрасно помню этот момент. Как же я могу его не помнить, если он меня настолько сконцентрировал, что аж мурашки по коже побежали? Когда заиграл гимн России, я смотрела на Таню, стоящую на верхней ступеньке олимпийского пьедестала. У меня внутри просто дух захватило.
Я вообще очень патриотичный человек и для меня очень значимо все, что связано с моей страной. Кстати, очень смешно получилось: заканчивается гимн, я снимаю спортивные штаны, бегу и беру победную высоту 2,05.
- Когда все наши легкоатлеты смогут тягаться с американскими?
- Не знаю. В легкой атлетике очень много спринтерских дисциплин, в которых мы не сильны. Впрочем, в них сейчас американцев подвинут ямайские спортсмены. Что до нас, то, конечно же, я очень хочу, чтобы мы выступали с американцами на равных. Мы могли составить им серьезную конкуренцию во времена Советского союза, когда у нас была огромная команда. Так что если сейчас сложить все медали России и бывших союзных государств, был бы иной расклад.
- Какие старты вам предстоят до чемпионата мира-2013 в Москве?
- Сказать определенно я не могу, потому что календаря соревнований пока нет. Но из того, что держу в уме – это этапы "Бриллиантовой лиги", посредством которых я наберу положительный соревновательный опыт. Надеюсь, к чемпионату мира выйду на хороший уровень.
- Где будете готовиться к домашнему чемпионату мира?
- В основном, на базе "Юг-Спорт" в Сочи, которая отвечает абсолютно всем требованиям относительно восстановления, питания, и проживания спортсменов. Спасибо Министерству спорта за то, что она у нас сейчас есть (база реконструирована по федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", - ФЦП-Пресс). Поэтому, думаю, тренироваться за границу мы не поедем. Разве что в том случае, если погодные условия будут совершенно непригодны для тренировок. В любом случае, часть подготовки пройдет на другой замечательной базе в подмосковном Новогорске.
- Выступать или не выступать на Олимпиаде-2016 вы решите по итогам московского чемпионата мира?
- Я бы не стала делать домашний чемпионат мира мерилом и точкой отсчета до Рио-де-Жанейро. Хотя бы в силу того, что сейчас невозможно предугадать, как я буду себя чувствовать. Четырехлетие – огромный промежуток времени, за который очень многое может поменяться как в лучшую, так и в худшую сторону.
С другой стороны, мои соперницы, пребывающие в том самом возрасте, в котором я буду к Рио, совершенно спокойно преодолевают рубеж в 2 метра. Так что здесь многое, наверное, уже будет зависеть от мотивации и, безусловно, физических кондиций. Скажу еще, что одно время я мечтала побывать в Венеции, но так туда и не поехала. А теперь очень хочу съездить в Бразилию и увидеть все краски этой страны. Олимпиада была бы для этого не худшим вариантом.
Екатерина Мухлынина