"Нужно понимать, что в мире существуют две альтернативные экономические науки с разным базисом – политэкономия и экономикс. До 1991 года они конкурировали, после - экономикс очень быстро захватил мир, используя административный ресурс.
По многим вопросам у политэкономии и экономикс противоположный взгляд. У политэкономии капитализм конечен, экономикс , напротив, говорит о том, что он бесконечен….
Если мы посмотрим на историю мировой экономики, то увидим пять финансовых зон: германская, британская, американская, японская и советская, из которых после Второй Мировой войны остались две – СССР и США, которые сильно расширяются, и в той, и в другой происходит мощнейший бум...
А дальше начинается кризис – начинается выпадение эффективности капитала, который приводит к постепенному падению темпов роста. В 1970-е годы было ярко выраженное падение американской экономики, и в этом момент власти Америки сделали сильный ход, они придумали схему: если невозможно расширить рынок, то может быть имеет смысл увеличить нагрузку на каждого и заставить его потреблять больше. Как? Дать денег, кредит. Экономика стала постоянно рефинансировать кредиты.
В декабре 2008 года ставка кредитования стала кратной нулю, и стимулировать кредитование стало невозможно. На самом же деле, стоимость кредита перестала падать с 2003 года. В настоящее время власти США проводят эмиссию, благодаря которой кризис удалось приостановить, но не до конца, потому что частный спрос продолжает падать. Это к вопросу о том, почему кризис не кончился.
Система, созданная в начале 1980-х, принципиально изменила отношения реального и финансового сектора. За последние 30 лет экономика и американская, и мировая развивалась за счет резкого увеличения доли в ней финансового сектора, который, по сути, не создает материальные ценности. Это объясняет и то, почему так плохо жить реальному сектору, который живет только потому, что получает кредиты…
Мы столкнулись с ситуацией, которая в европейской истории за последние две тысячи лет была дважды. В IV-VI веках нашей эры, когда произошла смена модели от поздней античной к феодальной и в XVI-XVII – от феодальной - к капиталистической.
В настоящий момент у нас должна произойти смена экономического развития, но к этому надо добавить важное обстоятельство. Если это кризис конца модели, конца капитализма, то экономикс этот кризис описать не может, потому что конечность капитализма – это табу…
Самое главное место, которое принципиально отличает прошлый кризис от этого в том, что сейчас происходит кризис структуры, который принципиально меняет соотношение отдельных частей экономики друг к другу. Нынешний кризис напоминает кризис начала 20 века, но тогда из него можно было выйти за счет расширения одной зоны за счет другой. Мы же сталкиваемся с тем, что рынки глобальны, и расширяться дальше некуда...
Мы не знаем пока экономической модели, которая будет после капитализма. (Социализм это была альтернативная конструкция социальная, но экономическая модель была та же самая – научно-технический прогресс)… Сейчас, будет меняться экономическая модель, я не знаю, какой она будет и никто не знает...
Мне кажется, если последние 300 лет был научно-технический прогресс, то сейчас это будут века социального прогресса, то есть люди будут выстраивать новые социальные технологии.