МОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Стоящие перед современными СМИ вызовы обсудили в четверг эксперты на круглом столе в рамках международного форума "Открытые инновации". Они не стали говорить, что новые технологии и цифровой формат полностью вытеснят традиционные СМИ, но предостерегли масс-медиа от излишней консервативности.
Одну из проблем традиционных медиа эксперты видят в том, что они лишь следуют за чужими изобретениями и не могут - по финансовым причинам - изобрести что-то свое.
"Медиа - это не самостоятельная индустрия, это паразит. Ничего, что является неотрывной частью медиа, не было изобретено для медиа. Медиа - беспомощная, но очень важная надстройка над существующими технологиями", - полагает экс-глава издательского дома "Коммерсант" Демьян Кудрявцев.
По его мнению, медиа завязаны на консерватизм и привычки современных людей, но медиа, ориентирующееся лишь на существующую аудиторию, так и останется консервативной. Чтобы избежать этого, нужно следить за изменениями в людях и их реакции на происходящее, советует эксперт.
Специалисты отметили, что осторожность СМИ в использовании новых форматов и идей иногда приводит к тому, что у газеты лишь появляется электронная версия печатных страниц, а телеканал начинает транслировать свои обычные программы через сайт. Традиционные схемы работы с рекламодателями, формирующие бюджет изданий, также удерживает медиа от принципиально новых решений.
"Бизнес-модель под угрозой, какие-то технологии пытаются вмешаться, а старые силы стараются сопротивляться", - сказала директор по стратегии журнала Массачусетского технологического университета Technology Review Кетлин Кеннеди.
Еще одним сдерживающим фактором в развитии медиа эксперты считают опасения за известную, заслуженную в прошлом торговую марку.
"Издатели и редакторы опасаются, что какие-то изменения и форматы повредят бренду. Иногда, когда приходится все же что-то вводить, бывает уже поздно", - констатировал гендиректор онлайн-издания Slon.ru Максим Кашулинский.
Эксперты также указали на то, что социальные сети и блоги привносят свои нотки в медийный мир, превращая привычные сообщения о фактах в диалоги вокруг них. Гендиректор компании SUPMedia, владеющей "Живым журналом", Аннелис ван ден Белт назвала это дистрибуцией информации из уст в уста.
Влияние блогов с годами растет очень быстро: гендиректор компании Global Advertising Strategies Гиви Топчишвили привел статистику, согласно которой в день выборов президента США в 2008 году было опубликовано 1,8 миллиона сообщений в сервисе микроблогов Twitter, тогда как сейчас, накануне следующих выборов американского президента, такое же количество твитов появляется каждый шесть минут.
Взрывной рост количества используемых в мире мобильных устройств, которые позволяют обмениваться информацией в любое время, также оказывает огромное влияние на то, как именно информационное поле воздействует на человека - и не всегда в этом поле остается место для газет и телевидения.
Как полагает глава инновационного центра "Новые медиатехнологии" РИА Новости Василий Гатов, который был одним из модераторов круглого стола, один из путей выживания традиционных СМИ - увеличение эффективности. Себестоимость газетного номера одного из ведущих российских изданий составляет 170 рублей, пояснил он и добавил, что считает это чрезмерным.
Гатов пояснил, что, в конечном итоге, все медиа и их рекламодатели ориентируются на потребителя, а потому СМИ не могут не быть разными. При этом он пояснил, что резких рывков в мире медиа не происходит.
"Мы не входим в эпоху какого-то одного медиа, которое является владельцем умов, времени и сил потребителя. Как показал опыт, медиа не умирают или умирают очень долго, переходя в новое качество. Будущее медиа - это инновации вокруг платформ содержания, технологии и распространения. Успех медиа зависит от того, что мы обеспечим на этих платформах то, что интересно для потребителя", - сказал Гатов подводя итоги круглого стола.