1 ноября в России отмечается профессиональный праздник сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) - День судебного пристава, установленный согласно указу президента РФ Дмитрия Медведева от 8 сентября 2009 года "Об установлении Дня судебного пристава".
Эта дата была предложена на основании того, что 1 ноября (19 октября по старому стилю) 1865 года в соответствии с положением, подписанным в этот день императором Александром II, был окончательно определен статус судебных приставов в России.
Положение устанавливало очередность введения судебных уставов, утвержденных 3 декабря (20 ноября по старому стилю) 1864 года.
Начиная с 1866 года уставы вводились в округах cанкт-петербургской и московской судебных палат. Были образованы санкт-петербургские и московские судебные палаты с подведомственными им окружными судами, в которых были назначены судебные приставы, утверждены штаты и определено денежное содержание. Число судебных приставов, подведомственных санкт-петербургским и московским судебным палатам, составило 203 человека.
Ранее День судебного пристава отмечался 6 ноября, однако этот день считается скорее днем возрождения службы судебных приставов, нежели днем ее основания, поскольку именно в этот день в 1997 году были приняты и вступили в силу два федеральных закона: "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в современной России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.
Судебный пристав - особое государственное должностное лицо, на которое возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством.
Первые упоминания о судебных приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком. В те времена судебным приставом называли должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.
В XVI-XVII веках сформировалась единая общерусская судебная система, была проведена глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получил конкретизацию, и функции приставов были закреплены законодательно.
В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. В 1782 году в городах появилась полицейская должность частного (от слова "часть") или городского пристава, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы.
В 1864 году, благодаря судебной реформе Александра II, был создан институт судебных приставов. Судебные приставы состояли при уголовном и гражданском кассационных департаментах Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом). Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу - заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.
Согласно Уставу, судебный пристав должен был быть добросовестным и обладать "благонадежной нравственностью". Принятые на должность давали присягу. После присяги пристав получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства. Судебные приставы в императорской России при исполнении своих обязанностей пользовались защитой со стороны государственной власти. Сопротивление судебному приставу давало ему право призывать на помощь полицейские власти и даже военную силу. Оскорбление, нанесенное судебному приставу во время исполнения им своих обязанностей, или сопротивление его законным требованиям считалось преступлением против власти и наказывалось по уголовному законодательству. За правильностью действий судебных приставов наблюдал суд, он же привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе. В целом, российское законодательство о правовом статусе судебных приставов второй половины XIX века было одним из наиболее проработанных в Европе.
Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. На смену приставам пришли судебные исполнители новой Советской России, которые в отличие от своих предшественников уже стали государственными служащими. Судебные исполнители состояли в штатах судов низового звена - районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти. Только в четырех республиках СССР (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.
С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР "О милиции", принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.
Возрождение службы судебных приставов произошло в 1997 году, когда были приняты и вступили в силу два федеральных закона - "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Впервые после 1917 года российское государство сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, образовав для их реализации жестко структурированную службу судебных приставов. В структуре Министерства юстиции России был создан Департамент судебных приставов, который возглавлял заместитель министра юстиции - главный судебный пристав Российской Федерации.
В результате административной реформы, проведенной в соответствии с указами президента России от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 13 октября 2004 года "Вопросы службы судебных приставов", Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
В современной России на судебных приставов возложены две основные задачи: первая - это обеспечение установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы, как и сто лет назад, дежурят в зале судебных заседаний, обеспечивая безопасность участников процесса, поддерживают порядок в здании суда. Вторая задача, возложенная на службу судебных приставов, - исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов.
В соответствии с возложенными на службу задачами, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
На должность судебного пристава могут быть приняты граждане России, достигшие возраста 20 лет, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности и не имеющие судимости. Судебные приставы состоят на государственной службе и имеют классный чин, а при поступлении на должность приносят присягу.
С 29 декабря 2008 года полномочия директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации исполняет Артур Олегович Парфенчиков.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников