Рейтинг@Mail.ru
Китай хочет быть нацией инноваций и "роста, основанного на культуре" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай хочет быть нацией инноваций и "роста, основанного на культуре"

© РИА Новости / Алена БыковаЛетний императорский дворец. в Пекине занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.
Летний императорский дворец. в Пекине занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.
Читать ria.ru в
Если в России "инновации" воспринимаются как нечто научно-техническое, то у китайцев это – "рост, основанный на культуре". Культура, порождающая инновации? Именно так.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Культурная индустрия становится несущей конструкцией национальной экономики, сообщает сегодняшний материал главной китайской газеты "Жэньминь жибао". Парой дней раньше, в той же газете – еще один тезис на ту же тему: если вы хотите одним словом обозначить происходящее сейчас в Китае, то это слово – "инновации". Но если в России "инновации" воспринимаются как нечто научно-техническое, то у китайцев в данном случае подход несколько другой – "рост, основанный на культуре". Культура, порождающая инновации? Именно так.

Главное – уметь скопировать

Перед нами, конечно, чисто политический и предсъездовский материал. Их сейчас много. Китайские СМИ вели себя в последние недели довольно тихо в ожидании того, когда официально объявят дату начала 18-го партийного съезда, на котором будет запущен длительный, на несколько месяцев, процесс смены всей руководящей верхушки.

Но вот дата появилась – 8 ноября, и пошел бурный поток обзорно-аналитических материалов на самые разнообразные темы: борьба с коррупцией в руководстве (главная тема), экономический рост – вернется к прежним рекордам или нет? Но эти дискуссии внешнему миру более-менее известны, а вот разговор о связи между экономическим ростом и культурой – нечто почти неожиданное.

Хотя вообще-то речь не о какой-то новой и безумной идее, а скорее об итогах политики, проводившейся десять лет при покидающем свой пост главе государства – Ху Цзиньтао. Высшее руководство меняется в стране раз в десятилетие, Ху Цзиньтао был предложен на свой пост также партийным съездом в 2002 году, и на нем же среди множества прочих идей прозвучала и эта.

Уже десятилетие назад была очевидна роль Китая как "всемирной фабрики", и тогда же возникла идея, что лучше зарабатывать на интеллектуальном вкладе, чем на сборке. Но поставить не технику, а культуру в основу интеллектуальной сферы? Это было необычно и даже поначалу не воспринималось всерьез.

Хорошие идеи часто возникают из отчаянных ситуаций. Ху Цзиньтао и его соратники – представители поколения "культурной революции", когда культура разрушалась, большей части людей, чьи школьные или институтские годы пришлись на 60 – 70-е, не дали учиться. Нация очень хотела восполнить эту дыру между поколением уцелевших творческих стариков и теми, кто получал образование уже в другом Китае, в конце 80-х или позже. Образование, культура – что-то вроде несбыточной мечты этого поколения, хорошо понимающего, какие тут унаследованы проблемы.

Проблемы давние: в XIX веке, "веке упадка", китайские ремесленники и художники считали высшим достижением умение скопировать работы прежних эпох. (В наши дни – тоже копируют, ну, скажем, истребители или одежду, этим знамениты). А XX век – то были нескончаемые революции и войны. Результат был очевиден, например, на полках магазинов одежды те самые 10 лет назад, в дни съезда, намечавшего политический курс для эпохи Ху Цзиньтао. Неуклюжие фантазии на темы традиционного китайского костюма, и т.д. Никакого взлета креативности.

Культура – это деньги

И вот – подведение итогов. Ключевые перемены – в медиа-индустрии, прежде всего онлайновой. Это, по китайским понятиям, тоже культура. 80% электронных медиа перешли из разряда спонсированных государством в категорию "коммерческих", их акции обращаются вплоть до Nasdaq в США. И даже рассказывающая об этом "Жэньминь жибао" хотя и осталась партийным СМИ, но акционировалась, причем акции идут на бирже по категории "А". Контрольный пакет – понятно у кого.

А еще была коммерциализация кино, театра, живописи, издательств – всего того, что еще в 90-е годы субсидировалось государством. Из-за чего, как считают китайцы, местный рынок кино (и не только) начал завоевываться Голливудом и японцами. Госкультура неэффективна.

Сейчас ситуация не такая. Китайское кино вышло на третье место в мире, после индийского Болливуда и Голливуда в США, оно идет на экспорт. За литературу Нобелевскую премию только что дали китайцу Мо Яню. Китайская современная живопись в коммерческих салонах по всему миру уже штурмует отметку в 1 миллион долларов за картину (есть такие художники)…

А начиналось все, повторим, с акционирования, или попросту приватизации. С госбюджета было снято почти 300 тысяч рабочих мест в сфере культуры. Приватизированы (и вы можете купить их акции на бирже) почти 100% издательств, 90% киностудий, хотя с театрами и цирками все сложнее. Что касается политики, то система сохраняет контроль за телевидением (даже при множестве частных телекомпаний), и "общий контроль" за культурой. То есть финансовый.

Последнее несложно. Оказалось, что работники в этой сфере начали гораздо больше зарабатывать, а сами компании – прежде всего в кино – оказались прибыльными, государство и частный бизнес начали в них больше инвестировать уже попросту ради прибыли. Если это контроль, то не затратный, скорее наоборот.

Понятно, что культура становится прибыльной, если ВВП на душу населения превысил, как это произошло в Китае в 2011 году, 5 тысяч долларов в год. То есть культуру подтягивает вверх общая экономическая картина. Но сейчас, когда подводятся итоги всему эксперименту в целом, оказалось, что связь есть и обратная.

Выяснилось, что эта отрасль экономики росла в 2008 – 2010 годах абсолютно рекордными темпами в 24,2% в год. Культура стала первой по развитию, обогнав по темпам роста торговлю, экспортное производство – что угодно, и по данным на 2010 год превратилась в отрасль объемом в 172 миллиарда долларов, или 2,75% всей экономики. А в 2015-м ожидают достижения рубежа в 5%.

То есть "рост, основанный на культуре" расшифровывается просто: сама по себе культура растет и дает прибавку ВВП. Но можно и посложнее, хотят тут с точными цифрами пока плохо. Китайские экономисты считают, что неожиданно выявилась "несущая конструкция" завтрашней экономики страны. Креативность, раскрученная в сфере культуры и искусств, начинает проникать в смежные отрасли – индустриальный и архитектурный дизайн, мебель, индустрию моды, электронные медиа… В общем, это инновации, но идущие из мастерских, а не лабораторий.

Сейчас в упомянутом газетном материале говорится, что китайские компании в этой сфере заняты приобретениями и слияниями на зарубежных рынках: новые горизонты, новый источник идей и инноваций.

И в порядке послесловия: демонстрации протеста в Китае кто только не устраивает. Крестьяне – против захвата их земель под отели, горожане – против расширения химического производства под боком. А городской "креативный класс" как-то в протестах не замечен. Хотя в интернете высказывает все, что думает, и очень креативным образом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала