Рейтинг@Mail.ru
ФССП: приставы в судах получат мобильные устройства проверки данных - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ФССП: приставы в судах получат мобильные устройства проверки данных

Читать ria.ru в
Дзен
В интервью накануне профессионального праздника глава ФССП РФ Артур Парфенчиков рассказал, прибегают ли приставы к помощи частных сыщиков, а также о безопасности в судах и процессе над Pussy Riot.

Судебные приставы в этом году начали выполнять ряд новых функций, в том числе по розыску должников и детей, которых суд решил передать одному из родителей. О том, прибегают ли приставы к помощи частных сыщиков, безопасности в судах и процессе над панк-группой Pussy Riot, в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Галине Саливон рассказал в преддверии профессионального праздника глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Артур Парфенчиков. 

- Артур Олегович, с начала года к  приставам перешел ряд новых функций. Расскажите о первых результатах.

- Розыском как таковым судебные приставы занимались и раньше, но с января текущего года мы разыскиваем не только имущество неплательщиков, но и самих должников, гражданских ответчиков, если они не являются в суд. Кроме того, наша служба теперь ведет и розыск детей, по которым есть судебное решение об оставлении с одним из родителей.

ФССП России имеет право осуществлять розыск как на территории России, так и в иностранных государствах в установленном международными договорами порядке. За 9 месяцев мы разыскали 73 ребенка и это больше, чем было найдено за весь 2011 год, когда таким розыском занималась полиция. Подчеркну, что речь не о детях, которые пропали при криминальных обстоятельствах, а о тех, которых ищут по решению судов. Кроме того, нами уже разыскано 24,1 тысячи граждан- должников.

С 1 октября в службе создано новое управление организации работы по розыску. Сейчас мы работаем над оптимизацией его деятельности, например, решаем вопрос о взаимодействии  и обмену информацией с другими госорганами, в первую очередь с МВД России. Нужно еще решить ряд нормативных вопросов, в частности,  усовершенствовать законодательство, чтобы до конца определить методы, которые могут быть использованы в исполнительном розыске. Они, конечно, должны отличаться от тех, которые применяют правоохранительные ведомства в своей оперативно-розыскной деятельности. 

- Приставы занимаются обеспечением безопасности в судах и, несмотря на довольно серьезные меры защиты, есть примеры, когда злоумышленникам удавалось проносить с собой на процессы оружие и угрожать судьям.  Какие новации необходимо внедрять, чтобы повысить уровень безопасность в зданиях судов?

- Самые различные технологии: видеонаблюдение, учетные базы ранее судимых, имевших приводы в полицию, и психически неуравновешенных людей. Если пристав при проверке документов будет знать, что человек стоит на учете, например, в психо-неврологическом диспансере, то он, конечно же, уделит ему более пристальное внимание. И многих неприятных эпизодов в наших судах удастся избежать. Нередки случаи, когда в суды приходят люди, находящиеся в федеральном розыске: с начала года приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов задержали и передали в полицию более 1,5 тысяч разыскиваемых за различные преступления. Поэтому мы предлагаем оснастить приставов мобильными устройствами проверки информации о визитере, которые будут иметь доступ к соответствующим базам данных.

Кроме того, после случая в Тамбове, когда  мужчина пронес в суд нож в складном зонте,  мы предложили оборудовать суды ячейками для сумок, вещей, зонтов, сделать гардеробы, чтобы люди могли оставлять верхнюю одежду. Эти простые и незатратные меры серьезно могут повысить уровень безопасности в зданиях судов.

- В последнее время много говорят о конфликтах приставов с журналистами и посетителями на резонансных судебных процессах. С этим как бороться?

- Я всегда предлагаю разбираться в каждом конкретном случае. Как показывает практика, часто такие заявления не имеют под собой никаких объективных данных. Например, на нашумевшем процессе над девушками из Pussy Riot, где после информации прессы о некорректном поведении приставов работала комиссия из центрального аппарата ФССП России, ни одной реальной жалобы от посетителей так и не поступило. Думаю, что отчасти проблема была создана искусственно. Считаю, что этому процессу было уделено слишком большое  общественное  внимание. Мне как гражданину гораздо интереснее было прочесть в прессе про запущенные агрегаты на Богучанской ГЭС, чем про процесс над Pussy Riot.

- В связи с новыми функциями было  ли какое-то перераспределение сил, расширение штата в этой связи не планируется?

- Для выполнения функции розыска расширение штата не нужно. Справимся той численностью, которая сейчас есть. С начала этого года штат службы уже был увеличен на 8,5 тысяч человек и составил более 84 тысяч, в том числе 200 сотрудников добавилось в центральном аппарате.  Это было сделано прежде всего для обеспечения безопасности судов, которых становится все больше. И, несмотря на то, что считаем необходимым делать акцент на внедрение современных технологий в систему безопасности судопроизводства, без привлечения новых людей здесь было не обойтись.

- Еще одно новшество в деятельности приставов - возможность  сотрудничества с частными детективами. Расскажите, есть ли уже примеры плодотворного взаимодействия? Как часто взыскатели прибегают к услугам частных сыщиков?

- Судебные приставы непосредственно не работают с частными детективами; закон дал возможность взыскателям обращаться к ним и предоставлять приставам полученную информацию. Уверен, что на основе полученной от детектива информации люди могут решать свои финансовые конфликты самостоятельно, без участия пристава. Основным же препятствием широкого использования результатов частной детективной деятельности является отсутствие у большинства взыскателей средств на оплату их услуги. Особенно это актуально по исполнительным документам о взыскании алиментных платежей.

- Может ли сотрудник ФССП России по своей инициативе обратиться к детективу?

- Нет, такой возможности закон не предусматривает. Для получения информации взыскатель может сам обратиться к частному сыщику. Сделать это возможно не только в ходе исполнительного производства, но и на стадии досудебного и судебного разбирательства.

- Какую информацию детективы могут собирать о должнике?

- Детективы вправе с разрешения граждан опрашивать их, наводить справки, изучать с письменного согласия владельца предметы и документы, проводить внешний осмотр строений и так далее. Но не нужно забывать, что в своей работе они обязаны соблюдать закон в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

- Особое внимание приставы уделяют вопросам выплат алиментов детям. Какими средствами заставляете нерадивых родителей отчислять деньги?

- Акцент в этой работе мы сделали на профилактических мероприятиях. Так, исполнительное производство по алиментам с безработными начинаем с помощи в их трудоустройстве, работаем со службами занятости на местах. За первое полугодие 2012  года более 10 тысяч должников трудоустроены, еще 20 тысяч встали на учет в службе занятости. Активно работаем с общественными организациями, религиозными конфессиями, СМИ. Православные священники и служители других религиозных конфессий оказывают нам помощь: мы видим примеры, когда должники оплачивают алименты именно после общения со священнослужителем.

Центральный аппарат ФССП России разрабатывает комплексные меры, направленные на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов. Так, сейчас судебные приставы в рамках розыска получили право размещать фото должников на информационных щитах, баннерах, а также в средствах массовой информации и в интернете. Многих неплательщиков перспектива, что о них узнает весь город, побудила оплатить свои долги. 

- Какие методы воздействия на должников наиболее эффективны?

- Для взыскания алиментов приставы применяют комплексный подход. В своей работе нам приходится сталкиваться с разными категориями должников, поэтому универсальной меры взыскания нет. Встречаются, например,  люди, ведущие асоциальный образ жизни, которые не работают, злоупотребляют спиртным - воздействовать на них ограничением выезда за рубеж, естественно, неэффективно. Но также приходится иметь дело и с другими группами людей: ведущими роскошный образ жизни, но при этом тоже не платящими алименты. Для них ограничение выезда за рубеж - чувствительная мера и может побудить их выплатить задолженность перед ребенком. Так, в первом полугодии 2012 года  ограничено в выезде более 82,6 тысяч должников по судебным решениям о взыскании алиментов. В результате взыскана задолженность по алиментам в размере свыше 202,8 миллионов рублей. В первом полугодии 2011 года было вынесено около 71,6 тысяч указанных постановлений, по которым взыскано 71,4 миллионов рублей.

Кроме того, в первом полугодии 2012 года судебными приставами-исполнителями вынесено более 11,9 тысяч постановлений о наложении ареста на имущество должников, заведено свыше 10,3 тысяч дел о розыске имущества должников. За злостное уклонение от уплаты алиментов дознавателями ФССП России возбуждено 34,3 тысячи уголовных дел.

- Расскажите о результатах: удалось ли  улучшить ситуацию с выплатой алиментов благодаря предпринятым мерам?

- Программа по оптимизации взыскания алиментов действует в ФССП России около пяти лет. За это время во всех территориальных органах службы сформированы специальные группы по взысканию алиментов, в которые вошли наиболее опытные сотрудники. Когда начинали эту работу, на одного пристава в среднем приходилось порядка 500 алиментных производств. С первого апреля текущего года пришли к тому, что количество исполнительных производств на одного сотрудника не должно превышать 350. Хочу отметить, что поступление исполнительных документов по алиментам сегодня удалось снизить на треть: если пять лет назад мы возбуждали более 1,2 миллионов исполнительных производств в год, то в прошлом году их было возбуждено около 900 тысяч. Остаток исполнительных производств по алиментам тоже снижается, хотя и не так быстро, как нам хотелось бы: за восемь месяцев 2011 года на исполнении находилось более 1,63 миллиона исполнительных документов о взыскании алиментов, а в этом году их на 60 тысяч меньше.

- Какие еще способы мотивировки граждан к добровольной выплате долгов можно было бы ввести в РФ?

- Предложения по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве мы вносим регулярно. Одной из последних наших инициатив стал законопроект, предусматривающий временное ограничение специального права должника. В первую очередь  речь идет об ограничении права на вождение автомобиля, но наши коллеги за рубежом активно ограничивают должников и в других специальных правах - на охоту, рыбалку. Отмечу, что в целом ряде стран, например, в США, Канаде, Израиле и Великобритании  действуют такие меры воздействия на должников. А с недавнего времени они введены у наших ближайших соседей в двух странах Таможенного союза: Республиках Казахстан и Беларусь. И первый опыт применения данного ограничения показывает его эффективность. С нашей точки зрения, это полномочие судебного пристава-исполнителя станет действенным способом мотивации должников к исполнению своих обязательств.

- Ранее вы упоминали, что в ФССП России может быть создан отдел по работе с особо сложными исполнительными производствами. На какой стадии находится его создание?

- Да, действительно такие планы есть. Управление по исполнению федеральных исполнительных производств сейчас находится в стадии формирования: в центральном аппарате разрабатываются подзаконные акты, необходимые для его деятельности. Надеюсь, что оно начнет работу с нового 2013 года. Предполагается, что в управлении будут сконцентрированы  наиболее сложные, вызывающие внимание общественности исполнительные производства. Мне видится, что такие производства нужно изъять из регионов, чтобы, в частности, минимизировать попытки повлиять на пристава. Конечно, я и сегодня осуществляю контроль над десятками исполнительных производств, но считаю необходимым  расширить возможности руководителя службы без большого количества процедурных звеньев влиять на ход производства. Мы должны иметь возможность 100-200 исполнительных производств взять под личный контроль главного судебного пристава и под общественный контроль соответственно. Планируем, что в управление войдут 30 наиболее опытных сотрудников, серьезных профессионалов. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала