Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Анатолия Папанова. В кино он стал популярен благодаря своим комедийным персонажам, но две Государственные премии получил за драматические роли - генерала Серпилина в одном из своих первых фильмов "Живые и мертвые" и Копалыча в последнем "Холодное лето 53-го". И, пожалуй, каждый помнит с детства его голос, которым Волк говорит "Ну, погоди!". Всего было снято 20 выпусков мультфильма, шестнадцать из которых озвучил Папанов (в 17 и 18 выпусках использовали компьютерные и магнитофонные записи голоса актера).
Незабываемые роли Анатолия Папанова - в подборке РИА Новости.
Посмотрите фотоленту Знаменитый "недостаток" Анатолия Папанова >>
"Человек ниоткуда" (1961)
В комедийном фильме Эльдара Рязанова о приключениях дикаря (Сергей Юрский) из фантастического племени тапи в современном мире и его взглядах на советскую действительность Анатолий Папанов сыграл свою первую большую роль в кино, вернее сразу четыре. Ему достались отрицательные персонажи - Аркадий Крохалев, вождь племени, актер театра трагикомедии и спортсмен-дебошир. Но зрители увидели Папанова в этом фильме намного позже: картину ждали долгие годы на полке. В 1961 году на XXII съезде КПСС член Политбюро Михаил Суслов, отвечавший за идеологические вопросы, назвал фильм "безыдейным и малохудожественным", по его мнению, он не отвечал "высокому призванию советского искусства". "Человека ниоткуда" сняли с проката, и только через 28 лет, в 1988 году, впервые показали в кинотеатрах.
"Живые и мертвые" (1964)
Роль генерала Серпилина в двухсерийном фильме Александра Столпера по одноименному роману Константина Симонова стала для Папанова первой драматической в кино. Его кандидатуру предложил режиссеру сам Симонов после того, как увидел Анатолия Дмитриевича в спектакле "Дамоклов меч", где тот играл Боксера. Как рассказывала в одном из интервью вдова актера Надежда Каратаева-Папанова, Анатолий Дмитриевич сначала отказывался прийти даже на пробы, считая себя нефотогеничным для кино и ничего в нем не понимающим. Дошло до того, что сам Столпер ему позвонил, и его утвердили на роль в день просмотра.
В результате фильм "Живые и мертвые" занял первое место в советском прокате 1964 года и был отмечен на кинофестивале в Карловых Варах, а Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
"Берегись автомобиля" (1966)
Второй совместной работой Рязанова и Папанова стала знаменитая лента о похождениях страхового агента Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский), угоняющего в свободное и несвободное от работы время автомобили у людей с "нетрудовыми доходами". Папанов сыграл здесь совсем небольшую роль Сокола-Кружина - тестя Димы Семицветова (Андрей Миронов), который оказался очередной "жертвой" Деточкина. Но дуэт Папанов-Миронов запомнился зрителям не меньше дружбы-противостояния Деточкина и следователя Подберезовикова (Олег Ефремов). После фильма зрители стали цитировать фразы тестя Семицветова, обращенные к нелюбимому зятю: "Тебя посодют, а ты не воруй!", "У тебя ничего нет! Ты - голодранец! Ты вообще живёшь на свете по доверенности!", "Свободу Юрию Деточкину!".
"Бриллиантовая рука" (1968)
Комедия Леонида Гайдая о том, как простого советского человека Семена Горбункова (Юрий Никулин) контрабандисты приняли за своего, услышав из его уст пароль "Черт побери!" и спрятали в его гипсовую повязку "золото-бриллианты", пожалуй, самый любимый советский фильм 1960-х годов. Настоящие же контрабандисты Геша (Андрей Миронов) и Лёлик (Анатолий Папанов) пытаются исправить ошибку и вернуть свои драгоценности, не зная, что милиция уже организовала "ловлю на живца". Фильм имел невероятный успех уже в год выхода, хотя этому предшествовали сложности с разрешением на показ и высказывания критиков о наигранности актерских работ и "раздвоенности" сюжета. Чуть ли не все фразы героев "Бриллиантовой руки" стали крылатыми, а многие эпизоды и современные зрители знают наизусть. Кстати, сцена, где Лёлик во время рыбалки кричит "Идиот, тьфу!", попал в фильм случайно: Папанов после очередного неудачного дубля в холодной воде рассерженно крикнул на оператора, а Гайдай решил использовать кадр.
"Белорусский вокзал" (1971)
В драме Андрея Смирнова Папанов сыграл одного из героев фронтового поколения, к которому сам, единственный из актеров в фильме, и принадлежал. В июне 1941 года Папанов ушел на войну, а уже в конце года получил тяжелое ранение, несколько месяцев лежал в больнице. После возвращения в Москву поступил в ГИТИС, где познакомился со своей женой. Надежда Каратаева-Папанова вспоминала: "Он подошел ко мне: "Скажи, ты тоже с фронта? Хорошо, с тобой можно поговорить, а то другие девчонки все такие расфуфыристые, я стесняюсь".
Герои фильмы четверо бывших однополчан - Коля Дубинский (Анатолий Папанов), Витя Харламов (Алексей Глазырин), Алеша Кирюшин (Всеволод Сафонов) и Ваня Приходько (Евгений Леонов) - встречаются через 25 лет после окончания войны, чтобы похоронить товарища - Вальку Матвеева. С расставания на перроне Белорусского вокзала в 1945 году жизнь развела героев совершенно в разные стороны, судьбы их сложились совсем не героически. Но встреча возвращает их к годам молодости и воспоминаниям об "одной на всех" победе, добытой только им одним известной ценой.
"12 стульев" (1976)
Одна из самых известных ролей Анатолий Папанова - Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же Киса - в экранизация знаменитой книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова, снятой Марком Захаровым. В уездном городе N, где было много "парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий", но где люди "рождались, брились и умирали довольно редко", произошло два события, изменивших "тишайшую" жизнь. Одно - на радость гробовых дел мастера Безенчука (Георгий Вицин) - скончалась теща делопроизводителя местного ЗАГСа Кисы Воробьянинова (Анатолий Папанов), вторая придала смысл жизни Воробьянинова - старуха спрятала в одном из 12 стульев их бывшего гостиного гарнитура бриллианты. В этот момент на сцене появляется Остап Бендер (Андрей Миронов)... Еще одна совместная работа Анатолия Папанова и Андрея Миронова. Этот кино-дуэт зрители воспринимали единым целым. Актеры работали в одном театре и тоже играли в паре: Фамусов и Чацкий в "Горе от ума", Гаев и Лопахин в "Вишневом саду", Городничий и Хлестаков в "Ревизоре". Они ушли из жизни в августе 1987 года, с разницей в несколько недель. Всего за три для до смерти - 13 августа 1987 года - Андрей Миронов дал свой последний сольный концерт в Риге. Он сыграл монолог Хлестакова. Не столько для зрителей, сколько для Городничего из "Резизора", в память об ушедшем 5 августа 1987 года, Анатолии Папанове.
"Холодное лето 53-го" (1987)
Фильм Александра Прошкина стал последней работой в кино для Анатолия Папанова. Озвучить роль он не успел, поэтому его герой Копалыч говорит голосом Игоря Ефимова.
Летом 53-го года в одну из северных деревень (как и во многие другие по всей стране) возвращаются амнистированные после смерти Сталина уголовники. Они решают отомстить всем причастным к их аресту и взять власть в свои руки. Тогда двое политических ссыльных - Копалыч и Лузга (Валерий Приёмыхов) - встают на защиту деревни в борьбе с бандитами. За эту роль Анатолий Папанов был посмертно награжден Государственной премией СССР.
Режиссер Александр Прошкин о Папанове: "Может это плод моего воображения, но мне казалось, он предчувствовал свой уход. Это был последний съемочный день картины "Холодное лето 1953". Он мне сказал: "Пойди, покажи мне мою могилку". А до этого без него мы снимали эпизод, как герой Валерия Приемыхова ставит деревянный крест на могилке героя Папанова. Пришли, он посмотрел, что-то сострил - он всегда закрывался какой-то шуткой. А потом как бы потерял нас, сам с собой на секунду остался, что-то думал. И вот последнее, что я запомнил - эту странную улыбку, как он стоит у этой декорации, изображающей могилку. Случайно, неслучайно - не знаю. Природа у таланта мистическая. Вполне возможно, что предчувствие у него было".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников