МОСКВА, 29 окт - РИА Новости. Главной проблемой пенсионной реформы в России является популизм и поспешность в принятии решений, полагают эксперты праволиберального блока "Единой России".
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
"Практика дергать пенсионную реформу раз в несколько лет представляется глубоко порочной", - сказал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в рамках обсуждения в "Единой России" концепции пенсионной реформы.
В одном из своих первых указов после майской инаугурации президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 октября разработать стратегию развития пенсионной системы. В минувшую пятницу министерство труда и соцзащиты внесло проект стратегии пенсионной реформы в правительство после межведомственного согласования. Ранее вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец отмечала, что обсуждение стратегии закончится 1 ноября и итоговый документ будет готов к 15 ноября.
По мнению Макарова, попытка представить пенсионную стратегию РФ к определенной дате обречена на провал. "Пенсионная реформа в любой нормальной стране длится годами", - сказал он.
Критике со стороны депутата подверглось намерение правительства взять за основу российской пенсионной стратегии систему, существующую в других странах. "Надо не копировать, а создавать свою пенсионную систему, исходя из реалий собственной страны. Здесь нужны принципиально новые подходы, и эти принципиально новые подходы надо согласовывать со всеми слоями общества", - подчеркнул депутат.
Кроме того, по его словам, модель пенсионной реформы не должна строиться на популизме или способствовать социальной розни. "Сегодня необходимость пенсионной реформы объясняется тем, что одни слои общества живут за счет других слоев", - пояснил Макаров.
Парламентарий также отметил, что дискуссия о пенсионной стратегии идет по принципу "дайте денег". В частности, он напомнил о предложении профильного министерства фактически отказаться от накопительной составляющей пенсионной системы. По словам Макарова, этих денег хватит для решения проблем пенсионной системы на два-три года. "А затем мы столкнемся с теми же проблемами, но этих длинных денег у нас больше не будет", - сказал глава думского комитета.
Сопредседатель бизнес-объединения "Деловая Россия" Антон Данилов-Данильян согласился с депутатом. При этом он отметил, что дискуссия, которая в настоящее время идет вокруг накопительной составляющей пенсионной системы, уводит специалистов от более важных вопросов: о повышении пенсионного возраста и об увеличении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
По его мнению, эти два вопроса придется решать в любом случае, рано или поздно, а вопрос о сохранении или отказе от накопительной части пенсий в "Деловой России" считают второстепенным.
Член Российского союза промышленников и предпринимателей Иосиф Дискин также согласился, что с принятием новой пенсионной концепции торопиться не стоит, однако подчеркнул, что в любом случае правительство вряд ли сможет избежать серьезных столкновений. "Я не знаю случая, когда пенсионная реформа принималась бы консенсусно. Это всегда противостояние между текущими проблемами и будущими", - сказал Дискин.
Он напомнил, что действующая пенсионная система была создана без серьезного обсуждения. Существующие проблемы, по его мнению, это расплата за скорость принятия решений.
По мнению эксперта РСПП, новая пенсионная стратегия должна решить вопрос о добровольности выбора возраста выхода на пенсию и стимулирования более позднего выхода. Кроме того, по его словам, пенсионная система должна вернуть свое предназначение: социального обеспечения нетрудоспособных граждан - то есть необходимо решить задачу постепенной отмены пенсий работающим гражданам.
Также, по его словам, новая пенсионная система должна предусматривать "финансовый прессинг" на бизнес с тем, чтобы вредные производства постепенно изживались в России. "Но это требует тщательного исследования по отраслям с различными ставками", - добавил Дискин, признав, что полностью эту проблему решить не удастся.
Минтруд подготовил проект стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года, в котором предлагает осуществить так называемый "страховой маневр": сократить 6% тарифа накопительной составляющей и перераспределить на солидарную, в размере 2% или 4%.
Впоследствии с 2015 года предполагается, что россиянам предоставят право выбирать: либо формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа направляется на накопительную часть пенсии, либо отказаться от этого и весь тариф 22% направить на страховую часть. При этом граждане, решившие накапливать пенсию, должны будут вносить самостоятельно 2% от зарплаты в накопительную составляющую.