МОСКВА, 26 окт - РИА Новости. Ретроспектива "Андрей Кончаловский. Взгляд в прошлое", приуроченная к 75-летию режиссера и 50-летнему юбилею его творчества, пройдет в Москве с 28 октября по 16 ноября, рассказал Кончаловский журналистам на пресс-конференции в пятницу.
"75 лет - это не повод, чтобы собрать пресс-конференцию, для меня это ничего не значащая дата. Единственное, что это повод попросить денег у министерства, чтобы показать кино, которое я снимал. Я снимал кино в Советском Союзе, в Америке, после перестройки начал в России. Когда я снял свою первую картину в России, новое поколение кинозрителей - они еще не родились. Самое главное - это не массовость, а качество зрителя. Я понимаю, что часть людей может уйти с картины. Я не считаю, что нужно заставлять людей смотреть то, что им скучно. Новое поколение кинозрителей, к сожалению, стало киноамериканцами. Я даже придумал термин "кокаколаизация". У российского кино нет российского зрителя. У российского кино нет главного - его народа, который хочет его смотреть. Это главная причина, по которой я решил сделать ретроспективу", - заявил Кончаловский.
Фильмом открытия ретроспективы станет отреставрированная версия картины "Дуэт для солиста" 1986 года со шведским актером Максом фон Сюдовым. Другие фильмы режиссера будут представлять известные актеры. Так, Наталья Аринбасарова расскажет о картине "Первый учитель", Никита Михалков - о "Сибириаде", Олег Табаков - о картине 1991 года "Ближний круг", Евгений Миронов - про "Дом дураков". Американский актер Дэнни Трехо представит вместе с Кончаловским фильм "Поезд-беглец", получивший три номинации на премию "Оскар" в 1986 году.
Показы лучших фильмов режиссера пройдут также в Великобритании. Кроме этого для студентов Оксфорда и Кембриджа Кончаловский даст серию мастер-классов. А в субботу в московском Театре имени Моссовета состоится премьера его спектакля "Три сестры".
"Театр мне сейчас больше радости доставляет, чем кино. Там и авторы хорошие - Шекспир, Чехов, Аристофан. Театр в России вообще живая вещь. Театральный зритель у нас самый благодарный. Нигде в мире больше нет в столице такого количества театров и такого количества зрителей. Для меня это радостный момент. Нельзя упустить этого зрителя", - сказал Кончаловский.
Хотя, по его словам, сейчас есть вещи, которые интересуют его больше театра: судьба страны и нового поколения людей.
"У нас есть шаблон мышления. Есть мифы, которые выдаются за реальность. Историю свою мы не очень хорошо знаем, а, не зная по-настоящему историю, нельзя понимать, что происходит. Поэтому важна память. Она становится очень короткой в силу развития интернета, компьютерных игр. Представьте, если бы Чехов общался по смс, не было бы собрания сочинений. Поэтому, при общении, например, со студентами мне хочется передать им интерес к тому, что делало мир величественным. Рыночная стоимость заменила художественную ценность. Если Антонова выставляет Уорхолла рядом с Микеланджело, то дело - дрянь. И от этого молодежь страдает, потому что она перестает оценивать предмет с точки зрения нравится он или нет, а в зависимости от того, сколько это стоит", - считает режиссер.
Сам Кончаловский нормально относится к тому, что кто-то любит его фильмы, а кто-то нет.
"Очевидно, мои картины делались для людей, которые любят читать, а не жевать поп-корн. Люди, которые читают, которые идут в кино, чтобы увидеть кино, паузы, им не нужен поп-корн. Стимуляция-удовлетворение - то, на чем строятся порнофильмы. И вот посмотрел такой фильм, вышел из кинотеатра и ты опустошен. А вот искусство - это не стимуляция. Там есть наполнение, которое нельзя выразить словами. Зритель попытался для себя постараться понять что-то, что объяснить словами нельзя. Вот так можно объяснить смысл искусства", - пояснил Кончаловский.