Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Хиллари Клинтон, которой 26 октября исполняется 65 лет, не будет вице-президентом во время возможного второго срока Барака Обамы – это уже факт, останется Джо Байден. Уйдет ли она в отставку с поста госсекретаря, если Обаму изберут на второй срок? А вот это пока не факт. Хотя она заявляла об этом. Конечно, что ей госдепартамент, она могла бы стать первой в истории США женщиной-президентом, но проиграла внутрипартийный отбор Обаме. И теперь не исключено, что на нынешней должности – главы американской дипломатии в трудный для родины час – она свою карьеру и завершит.
Идеальный госсекретарь?
Предварительные итоги ее дипломатической карьеры мои американские коллеги-международники подвели этим летом на дискуссии, организованной журналом Foreign Policy. Выводы их, конечно, не окончательны, история судит долго, но поскольку журнал собрал очень разных людей с разными позициями, получилось интересно.
Общий итог – что-то вроде "женщины за рулем". Не хочу никого обижать, но по долгому опыту на дорогах мне кажется, что автомобилем "средняя" женщина управляет куда лучше "среднего" мужчины. Больше терпения, спокойствия, меньше желания всех оттеснить и всячески самоутвердиться; а если кого-то раздражает ее скорость – можно ведь обогнать.
В случае с Клинтон не будем забывать, что стратегией внешней политики в США занимается вице-президент Байден с группой президентских помощников, Клинтон же только исполняет намеченное. Но также не будем забывать, что сам Обама не только не любит внешнюю политику и не желает никуда "вести мир", но и вообще многим кажется камерным политиком, которому нравится тихий кабинетный стиль.
Все это вместе – сложная формула для женщины, которая на первом этапе президентской гонки выглядела самым реальным кандидатом от демократов: надо гасить амбиции и работать.
И вот что говорят про нее американские эксперты: у Хиллари Клинтон – громадная работоспособность и умение лететь куда угодно и говорить с кем угодно, никого из собеседников не раздражая. При этом она на полную катушку пользуется тем, что сегодня немалая часть дипломатии ведется не за закрытыми дверями, а весьма публично: это она умеет. Но знает меру.
Далее. Ее имя не связано ни с какими яркими личными провалами, но и чисто личных достижений немного. Среди последних называют разве что осуществление (если не разработку) политики переноса внимания США с Ближнего Востока на Тихий океан. Но даже и это – "политика Обамы", а "политика Клинтон" как бы отсутствует.
Самое же интересное в этой дискуссии, что хотя бы один человек вспомнил, что Клинтон – наиболее популярная американская женщина в мире. А это совсем не пустяк. Дело в том, что сравнения ее со знаменитыми предшественниками на том же посту работают плохо потому, что Клинтон – госсекретарь периода глобальных перемен и американского упадка. То есть делает совсем не ту же работу, что Генри Киссинджер или Джеймс Бейкер. Этим было проще.
Ей приписывают слова: "как вы можете быть жестким со своим банкиром?". Это – про Китай, вторую после США державу. И действительно, с СССР Америке бывало трудно, но СССР она хотя бы не была должна.
В той ситуации, какая есть, стиль Хиллари, наверное, идеален. И она вполне заслужила бы ту самую Нобелевскую премию мира, которую Обама получил авансом, просто за то, что не был Джорджем Бушем и обещал другую политику. Ту, которую проводит Хиллари Клинтон.
Загадочная американская душа
Итак, портрет госсекретаря понятен. Как и политического деятеля – на нынешнюю работу пришла с поста сенатора от штата Нью-Йорк. До того – первая леди два президентских срока, причем считается, что она была самой влиятельной и активной первой леди во всей истории США, которая в том числе занимала в администрации Билла Клинтона достаточно серьезный пост – главы комитета по реформе здравоохранения (неудачно). И, повторим, чуть не стала президентом.
Портрет человека – тут все сложнее. Проще с ее предшественницами Кондолизой Райс и Мадлен Олбрайт, это яркие и понятные фигуры. А здесь –поддержала мужа Билла и не стала его топить во время скандала с Моникой Левински в 1998 году. Это искренне или расчет? Или вот еще известная история ее предвыборного выступления насчет того, что Владимир Путин "был сотрудником КГБ. У него по определению не может быть души". А у Джорджа Буша-старшего, который до Белого дома был директором ЦРУ, душа есть?
И вот осень прошлого года, в госдепартамент приходит сообщение об убийстве ливийского лидера Муамара Каддафи, с подробностями. Хиллари реагирует следующим образом: "Вау! (смех). Пришли, увидели, он умер". Кстати, а Путин на ту же тему высказался так: "ну смотреть же невозможно без отвращения. Ну что это такое?!.. весь человек в крови, раненый и еще живой, и его добивают". И у кого тут нет души?
Кстати, сразу вспомнилось, что срыв Хиллари на президентской дистанции объясняли тем, что избиратели увидели в ней холодную, расчетливую и поэтому успешную женщину, а это им не понравилась. Она начала изображать простоту и доступность, и получилось еще хуже. И еще говорят (в основном наши живущие в США соотечественники), что у каждой мифической "средней" американской женщины есть какая-то холодная сердцевина… Но раз избиратели эту сердцевину Хиллари не одобрили, значит – не у каждой.
Так или иначе, Хиллари Клинтон далеко не худшим образом олицетворяет американское представление о том, как должен вести себя госсекретарь их страны в ситуации, подобной нынешней. Другое дело, что далеко не все они готовы признать, что ситуация не лучшая. Так ведь и Клинтон этого публично не признает. Это было бы не по-американски.
Смысл всего, что человек делает в жизни – быть собой. Улучшаться, но не меняться до полной противоположности. К нациям это тоже относится.
Американская нация, как и наша и другие, всегда или очень долго будет бережно сохранять множество черт, за которую все прочие ее не любят. В случае с Америкой – умение быть сильной, напористой, лишний раз не извиняться, верить в свою правоту и исключительность и говорить о ней. Другое дело, что отстаивать право быть собой можно по-разному. В мягком варианте, как это делает Хиллари Клинтон (и Обама) – это для прочих народов приемлемо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции