НОВО-ОГАРЕВО, 26 окт - РИА Новости. "Аэрофлот" готов отказаться от монополии на 34 рейсах за рубеж, сообщил генеральный директор rрупнейшей российской авиакомпании Виталий Савельев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
"Сегодня финансовое положение "Аэрофлота" достаточно устойчивое, по влиятельному изданию Air Transport World по итогам прошлого года мы - 10-я компания в мире по чистой прибыли и 15-я компания в мире по операционной прибыли. То есть мы реально стабильно сейчас работаем и честно зарабатываем деньги. Поэтому мы хотим выйти с инициативой, если вы поддерживаете, о демонополизации рынка авиаперевозок и начать с себя", - сказал Савельев.
Он отметил, что "Аэрофлот" хочет показать пример всем российским авиакомпаниям. "Мы либерализовали с вами рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у "Аэрофлота", есть монопольные направления на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример - мы готовы отказаться от монополии на 34 рейсах за рубеж. И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям", - пояснил гендиректор "Аэрофлота".
При этом он добавил, что такое решение, безусловно, несколько уменьшит прибыль и доходность компании. "Но мы считаем, что это снизит и тарифы. Если вы поддерживаете, то мы с такой инициативой выступим и готовы отказаться от этих направлений", - заявил Савельев.
"Хорошо, давайте обсудим подробнее. В целом мне эта инициатива кажется абсолютно правильной", - сказал президент.
Куда не полетит?
Как сообщил агентству "Прайм" источник в авиакомпании, "Аэрофлот" готов отказаться от монополии на выполнение регулярных рейсов из Москвы в Амстердам, Анталью, Бейрут, Белград, Бодрум, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Гавану, Дамаск, Дубай, Женеву, Каир, Карловы Вары, Коломбо, Копенгаген, на Ларнаку, в Луанду, Любляну, на Мальту, в Осло, Прагу, Сеул, Стамбул, Стокгольм, Тегеран, Улан-Батор, Хельсинки и Цюрих. В списке также маршрут Москва - Хургада - Луанда.
Кроме того, из регионов авиакомпания готова отказаться от монополии на маршруты Екатеринбург - Париж, Самара - Прага и Минеральные Воды - Джидда, добавил источник.
Минтранс РФ сообщал, что в 2012 году проведет переговоры с европейскими странами о либерализации межправительственных соглашений в области гражданской авиации. Речь идет об увеличении числа назначенных перевозчиков, городов и частоты полетов. Еще с советских времен на большинстве маршрутов назначенным перевозчиком является "Аэрофлот". Экс-министр транспорта РФ Игорь Левитин заявлял, что позиция министерства состоит в том, чтобы на каждом международном направлении должно быть минимум два назначенных перевозчика, это необходимо для того, чтобы цены на билеты были ниже.
Цена отказа
Аналитики затруднились оценить, во сколько "Аэрофлоту" выйдет отказ от направлений. При этом они отметили, что либерализация маршрутов уже происходит и самые маржинальные направления - Италия и Франция - уже либерализованы.
"По сути Савельев не предлагает, а соглашается с уже реализуемой политикой правительства по демонополизации маршрутов. При этом Савельев просит увеличить частоту полетов "Аэрофлота" по направлениям, куда придут конкуренты. Таким образом, с учетом благоприятного долгосрочного прогноза роста воздушного трафика "Аэрофлот" сможет нарастить выручку, благодаря чему авиакомпания в долгосрочной перспективе сможет компенсировать падение прибыльности увеличением объема перевозок", - считает аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.
Аналитик из "Открытия" Ирина Ступаченко также отметила, что "Аэрофлот" и так лишится монопольных прав на все маршруты, даже если он будет против, поскольку решение уже давно согласовано на уровне правительства.
"Прежде всего надо понимать, что основные, наиболее маржинальные для "Аэрофлота" направления уже либерализованы, я имею в виду Италию и Францию. Причем до их либерализации "Аэрофлот" не заявлял, что готов добровольно отказаться от монополии на этих направлениях. Важно, что компания сразу уточнила, что она будет поддерживать массовую либерализацию только при условии выделения ей дополнительных частот. Теперь потери будут невелики, но подсчитать сложно, так как неизвестно, сколько дополнительных частот дадут "Аэрофлоту", - пояснила аналитик RMG Елена Садовская.
Сейчас, когда речь идет о второстепенных по значимости и ценовой категории направлениях, перевозчик может себе позволить сделать такое заявление, считает она.
По словам Садовской "Аэрофлот" еще раз хотел напомнить, что компания самодостаточна, несмотря на госучастие.