Ситуация с защитой прав соотечественников, граждан РФ, в силу тех или иных причин проживающих за рубежом, оказывается еще более болезненной, чем можно было себе представить. Проблемы возникают повсеместно, однако правовые способы их решения далеко не всегда имеют ожидаемое действие и проводят хоть к какому-нибудь эффекту. Как отмечают опрошенные РАПСИ эксперты, заскорузлость проблем объясняется тяжелым историческим прошлым и, как следствие, их крайней политизированностью. В этой ситуации не спасают ни увещевания РФ, ни обращения в Европейский суд по правам человека, юрисдикция которого все-таки имеет границы.
Прибалтика: ничего святого
По словам правозащитника, люди лишаются права гражданства уже при рождении, что подчеркивает цинизм ситуации. Эта проблема изначально находится за рамками правового поля, и прибалтийские страны путем такого рода давления добиваются от РФ признания факта оккупации их территорий, то есть признания того, чего на самом деле не было, отмечает Иоффе.
Результат обращения в национальные суды известен заранее. По данным центра помощи соотечественникам, в 99% случаев решения выносятся не в пользу заявителей. Из ряда отправленных в стол дел Иоффе смог выделить лишь дело ветерана Кирштейнса, который был оправдан после 10 лет издевательств.
"По факту мы имеем закрепление нарушения прав человека на законодательном уровне, причем нормы внутреннего законодательства порой просто изуверские", - сообщил Иоффе.
Финляндия: бизнес, ничего личного
Известный правозащитник Йохан Бекман, в свою очередь, говорит о кризисе с институтом семьи в Финляндии. По его словам, заложниками складывающейся ситуации с нарушением права на семейную жизнь становятся в том числе граждане РФ, по отношению к которым наблюдается особенно предвзятое отношение. Страдают, прежде всего, дети, которые изымаются из семей социальными службами.
"До 70% детских домов в Финляндии - это по сути частный и весьма выгодный бизнес, ежегодный оборот которого оценивается в 600-900 миллионов евро. Здесь есть целые концерны, которые привлекают иностранных инвесторов. Идет откровенная торговля", - поясняет правозащитники приводит пугающую статистику. Только по официальным данным за 2010 год в Финляндии в детские дома передано порядка 17 тысяч детей. Во многом это спровоцировал принятый в 2008 году закон, по мнению Бекмана, направленный лишь на то, чтобы упростить процедуру изъятия детей из семей.
При этом ситуация с защитой прав такая же плачевная, как и в прибалтийских республиках. "Практически никаких правовых механизмов защиты нет. Ювенальная система крайне закрыта, она саморегулируемая: она сама определяет правила, принимает решения, в конечном счете, фабрикует дела и изымает детей без решения суда, - отмечает правозащитник. - Это дискриминация, прямое нарушение прав человека и конституции".
В результате все, что можно сделать в этой ситуации, - обратиться в административный суд, где дело будет "похоронено".
Единственной действительно большой победой за последнее время Бекман считает то, что сына Инги Рантала еще не упекли в детский дом. "Пожалуй, еще то, что Римму Салонен до сих пор не посадили", - заключает Бекман.
Полный текст статьи читайте на портале судебно-правовой информации РАПСИ Группы сайтов РИА Новости