Материал подготовлен для портала РИА Новости >>
Точное количество праздников в Индии сосчитать невозможно: чуть ли не каждая деревня и даже каждый храм имеют свои торжественные даты. Однако есть несколько праздников, которые отмечает вся эта древняя страна, и один из них - Дассера.
Это не просто праздник - это и театральное представление, и рассказ о древней истории, и символическая битва Добра со Злом. А главное - это день объединения общин, деревень, кварталов. Кульминация праздника - сожжение чучел царя демонов Раваны и двух его братьев, тоже демонов.
Истории этой уже более двух тысяч лет и передается она сказителями в Индии из уст в уста. Злой повелитель демонов Равана услышал однажды, что самая красивая женщина в мире - это жена царя Рамы по имени Сита. Царь демонов, уверенный в своей безнаказанности, похищает ее и увозит на далекий остров Ланка. Однако Рама отправляется на поиски супруги. Ему помогает царь лесных обезьян Хануман, и вместе они побеждают Равану, а Сита возвращается к мужу.
Традиционный, наверное, для всех древних эпосов сюжет о похищении жены стал в Индии объединяющим мифом: вместе со Злом борются все - и цари, и простые воины, и даже обезьяны. Равану нередко изображают десятиглавым и многоруким: стоит отрубить ему одну голову, как та отрастает вновь. Однако дружба, честь и правда берут свое - демону не удается победить силы Добра.
С древности в Индии принято на праздник Дассера ставить рамлилу - спектакль по мотивам Рамаяны. В каждом квартале своя рамлила - специальный комитет назначает актеров на главные роли. Вопрос не праздный - каждая улица хочет, чтобы ее Рама или Равана смотрелся лучше, чем у соседей.
Добиться права сыграть бога-героя Раму или злого Равану, даже простого воина или солдата-обезьянку (их, как правило, играют местные мальчишки) - это честь. В каждом квартале есть ветераны рамлилы, исполнявшие ту или иную роль по многу раз. К их советам прислушиваются организаторы, которые подбирают актеров на Дассеру.
Костюмы и грим готовят заранее, актеры даже гримируются в темноте, чтобы раньше времени их не увидели зрители. Постановка рамлилы проста - разодетые в соответствии с традицией и своими представлениями о демонах и древних воинах герои выходят на улицу и разыгрывают последнюю битву между силами Добра и Зла. Добро побеждает. И это значит, что весь следующий год Добро будет побеждать Зло. Во всяком случае, в этом отдельно взятом квартале.
Исполнитель роли Раваны в квартале по соседству от моего - пожарный по имени Манудж - с громким хохотом похищает Ситу. Рама - компьютерщик по имени Арвинд - тут же бросается в погоню. Надо сказать, что Арвинд-Рама довольно легко победил Мануджа-Равану ко всеобщему неудовольствию: зрители решили, что все закончилось слишком быстро и потребовали повторной схватки. При этом они выскакивали прямо к актерам, выкрикивая советы: тут каждый с детства знает, как должны биться Рама с Раваной. Полицейские с трудом отгоняли добровольных режиссеров. В итоге не менее пяти раз Арвинд и Манудж сражались друг с другом перед разными группами публики, заполнившей улицу, пока все, наконец, не были удовлетворены.
И вот кульминация - организаторы рамлилы поджигают огромные чучела Раваны и его братьев. Это не просто сожжение чучел - это настоящий пиротехнический аттракцион, ведь чучела напичканы хлопушками и петардами. Грохоту этой канонады позавидует любая настоящая битва, даже современная, не говоря уж о древней.
Пламя взлетает в небо. Тем временем то тут, то там в городе слышен грохот - это горят и взрываются чучела по всей индийской столице. Группы молодых людей на мотоциклах носятся из квартала в квартал, чтобы успеть увидеть сожжение чучел в двух-трех местах, а потом рассказать, где шуму и пламени было больше.
Зрители тем временем расходятся довольные. Теперь на неделю только и будет разговоров, что про Дассеру. А комитеты по организации рамлилы вскоре уже начнут готовить новый праздник: прикидывать, как должны выглядеть костюмы и чучела на следующий год.
Евгений Пахомов