МОСКВА, 24 окт - РИА Новости. Информация о выполнении компаниями инвестиционных деклараций по реинвестированию части доходов от проектов совместного осуществления (JI) в экологические проекты, в ноябре может быть представлена в правительство РФ, сообщил замглавы департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Олег Плужников на пресс-конференции в РИА Новости.
"Очень многое в будущем в проектах совместного осуществления будет определяться теми решениями Евросоюза, которые будут обеспечивать доступ единиц выбросов на рынок. Важный момент - эффективность тех проектов, которые в настоящее время идут. Речь идет, в первую очередь, о реинвестициях. В настоящее время мы имеем, в соответствии с действующим постановлением, декларации о реинвестировании, которые представляются инвесторами. Но у нас нет достаточно детальной информации о том, как точно эти декларации по реинвестированию выполняются. Предполагается, что в ноябре Сбербанк представит такую информацию, она будет проанализирована. Насколько мне известно, скоро должно выйти поручение правительства о том, что делать с проектной деятельностью в период после 2012 года", - сказал он.
Говоря о перспективах российских проектов, выполняемых в рамках механизма совместного осуществления (JI, joint implementation), Плужников отметил, что есть несколько сценариев развития событий, которые зависят от решения вопросов так называемых "серых зон" Киотского протокола.
По словам эксперта, первая такая "серая зона" связана с проведением переговоров в Дохе.
"Она связана с теми правилами и процедурами, которые предполагается реализовать для новых проектов совместного осуществления, которые могут быть реализованы после 2012 года. В настоящее время таких правил нет. Есть несколько вопросов, по которым идут дебаты, касающиеся суверенных прав по утверждению мониторинга проектов JI. Есть несколько вопросов, которые касаются преемственности старых проектов, старых сокращений по отношению к новым проектам", - сказал он.
Плужников напомнил, что в настоящее время в России принято решение о неучастии во второй фазе Киотского протокола.
Вторая "серая зона", по словам эксперта, связана с возможным ограничением оборота единиц выбросов на европейском рынке.
"Это очень важно с правовой точки зрения - насколько российские единицы выбросов могут поступать на европейский рынок. Те сигналы, что мы получаем, достаточно негативны", - добавил он.
Joint Implementation - один из "механизмов гибкости" Киотского протокола, в рамках которого одна развитая страна реализует на территории другой проекты по сокращению выбросов парниковых газов, за которые их участники получают так называемые единицы сокращения выбросов (ЕСВ).
Полноценно запустить механизм совместного осуществления - один из экономических инструментов протокола, который позволяет бизнесу модернизировать оборудование, повышать энергоэффективность и получать доходы от продажи "сэкономленных" выбросов CO2 - в России удалось лишь в начале 2010 года.
С этого момента, по данным Сбербанка, назначенного оператором углеродных единиц, в РФ появилось 150 проектов на разных стадиях оформления, общий объем сокращений выбросов в рамках которых составляет около 380 миллионов тонн CO2-эквивалента.
Как утверждает Сбербанк, российский портфель проектов в почти 400 миллионов тонн сейчас является вторым по размеру в мире после китайского с объемом сокращений около 700 миллионов тонн. Кроме того, если Россия продолжит участвовать в механизмах протокола, национальный портфель проектов будет ежегодно прирастать примерно на 100 миллионов единиц сокращения выбросов.
Цена на "киотские" сокращения выбросов на европейском рынке с 2010 года упала почти в 10 раз и сейчас находится вблизи отметки в 1 евро. Однако консенсус-прогноз участников российского углеродного рынка предполагает, что при продолжении участия России в Киотском протоколе и после реформирования европейского рынка цена может вырасти примерно до 5 евро.
Кроме того, действующее постановление правительства о правилах работы механизма совместного осуществления в России обязывает участников проектов реинвестировать часть доходов от них в экологические проекты. По оценкам Сбербанка, объем заявленных инвестиций в новые проекты повышения энерго- и экологической эффективности до 2020 года уже превышает 240 миллиардов рублей, при этом на долю средств от реализации "киотских" проектов в этой сумме приходится 20-35%.
"Продление" Киотского протокола на второй период было официально согласовано на переговорах ООН в южноафриканском Дурбане в конце 2011 года, однако официальные поправки к соглашению предстоит принять на предстоящей конференции в Катаре.
Наряду с РФ от обязательств во втором периоде отказались также Япония и Канада, при этом последняя в декабре 2011 года официально вышла из соглашения. Австралия и Новая Зеландия пока не подтвердили свое участие в новом периоде обязательств, ссылаясь на неопределенность его условий.