С.-ПЕТЕРБУРГ, 24 окт - РИА Новости, Анна Юдина. Инициативная группа по разработке концепции сохранения атомного ледокола "Арктика" и созданию на его основе культурно-образовательного музейного комплекса в Петербурге обратится в ноябре в Русское географическое общество (РГО), рассказал РИА Новости председатель полярной комиссии РГО, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский.
"Арктика" прославилась на весь мир 17 августа 1977 года, когда стала первым судном, достигшим точки Северного полюса в надводном плавании. Она была создана на Балтийском заводе в Ленинграде в 1975 году и бесперебойно отработала 33 года. С 2009 года, когда она была выведена из эксплуатации, неоднократно поднимался вопрос о ее сохранении и присвоения ей статуса культурного наследия РФ. Утилизация "Арктики" должна войти в новую федеральную целевую программу по ядерной и радиационной безопасности после 2016 года, расходы предварительно оцениваются в 2 миллиарда рублей. В августе этого года начался сбор подписей в интернете и с помощью специальных подписных листов за создание за сохранение "Арктики" в качестве музея.
Рейс "Арктики" на Северный полюс: как это было. Подробнее >>
"Мы соберемся на расширенном заседании полярной комиссии РГО 13 ноября и создадим рабочую группу, которая сделает конкретные предложения по спасению знаменитого атомохода от уничтожения. Мы намерены обратиться с письмом к президенту России, председателю попечительского совета РГО Владимиру Путину и главе РГО Сергею Шойгу. Нам важно донести до власти мысль о том, что в данном случае на уничтожение этого объекта требуется не меньше средств, чем на его сохранение. Но дело не столько в экономике, сколько в культуре и истории", - рассказал Боярский.
В состав инициативной группы по спасению "Арктики" входят ветераны Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) и ныне работающие полярники, капитаны атомного ледокольного флота, журналисты и предприниматели, сотрудники петербургских музеев, школьные учителя и преподаватели вузов.
Боярский пояснил, что группа уже направила письма первому вице-президенту РГО Артуру Чилингарову, руководителю Росгидромета Александру Фролову, запросы в дирекцию Балтийского завода и в Государственную морскую академию имени Макарова.
"Курчатовский институт" уже дал нам развернутый ответ - "Арктику" можно сделать музеем и, более того, этот уникальный музей можно разместить в Петербурге", - рассказал Боярский.
Знаменитый атомоход "Арктика" должен стать музеем - эксперты. Подробнее >>
Музей атома и Арктики
Основная идея состоит в том, чтобы перебазировать атомный ледокол в Петербург, предварительно обеспечив его абсолютную радиационную безопасность и сделать из него музей и учебный центр для курсантов Макаровки, пояснил Боярский.
Экзотический круиз: до Северного полюса на атомоходе - фотолента >>
"С точки зрения безопасности ледокол после удаления ядерного топлива и радиоактивных отходов не будет создавать каких-либо проблем ни для посетителей музея, ни для его персонала, ни для окружающей среды", - говорится в письме Курчатовского центра ядерных технологий, которое имеется в распоряжении РИА Новости.
Примером успешной реализации такого проекта служит атомоход "Ленин", работающий в качестве музея в Мурманске.
Администрация Большого порта Санкт-Петербург уже дала предварительные рекомендации для размещения такого большого судна с осадкой 11 метров. Мест для вечной стоянки в северной столице у "Арктики" немного, признают активисты. Рассматриваются причалы Балтийского завода рядом с музеем-ледоколом "Красин", Адмиралтейских верфей, Кронштадта и "Морского фасада".
"Мы уверены, что ледокол нужно сохранить. Значимость и масштаб достижений "Арктики" соизмеримы со значением полета Юрия Гагарина в космос. Ее ресурсы можно использовать под выставочный центр, научно-образовательный комплекс, музей. Это живое свидетельство российского успеха в исследовании и освоении Арктики с помощью атомного ледокольного флота", - подчеркнул Боярский.
Спасение в сети
Одновременно с этим нижегородский инженер, главный редактор форума "Полярная почта" Игорь Никуленков продолжает акцию по сбору подписей за спасение "Арктики", начавшуюся 17 августа этого года - в день 35-летия покорения Северного Полюса этим атомоходом. На сегодня свои голоса в поддержку проекта оставило более восьми тысяч человек.
"Средний возраст проголосовавших - от 20 до 30 лет, но в целом разброс составляет от 10 до 90 лет. Отношение к проекту неплохое, но многие люди не знают истории "Арктики" и ледокольного флота, не понимают значимости полярных исследований, арктического мореплавания. Эти пробелы надо как-то восполнять, если мы говорим о возрождении русского Севера", - рассказал Никуленков.
Принципиально то, что "Арктика" безопасна для дальнейшей эксплуатации в качестве музея и может стать уникальным учебным центром для будущих моряков атомного ледокольного флота, отметил он.
По словам Боярского, ФГУП "Росатомфлот", которому принадлежит списанное судно, готово помочь в подготовке "Арктики" к перебазированию. Если будет принято решение о спасении ледокола, его на буксирах возможно доставить из Мурманска в Петербург через Датские проливы; таким путем уже не раз ходили на Балтику атомные ледоколы, добавил Боярский.
Директор ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" Вячеслав Рукша, отвечая ранее на вопрос РИА Новости относительно судьбы "Арктики", подчеркнул, что сохранением ледокола не сможет заниматься отдельно взятое предприятие.
Читайте также: Новый атомоход "Балтзавода" может получить имя "Арктика" >>
"Все, кто богатый, крепкий, любит историю - пожалуйста, пусть насобирает денег и ставит хоть на Луне. Я считаю, что мы как небольшое предприятие, свою миссию выполнили, и атомный ледокол "Ленин" у нас в качестве музея у нас уже работает третий год. Мы не музейное предприятие, и два или три музея делать не сможем, я думаю, это понимает каждый. Поэтому мне удивительно, когда в мой адрес начинают обращаться. Уровень обращений должен быть к губернаторам крупных субъектов, премьеру, президенту", - резюмировал Рукша.