Рейтинг@Mail.ru
У истока города на Влтаве - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У истока города на Влтаве

Читать ria.ru в
Дзен
Первый день в столице Чехии конечно же нужно посвятить не окраинам, а сердцу Праги - Пражскому Граду, по сути аналогу Московского Кремля. Именно оттуда начинался город (изначальный - огромный для Средневековья - размер Града можно оценить и сейчас), именно там сконцентрированы одни из самых "брендовых" достопримечательностей.

Все материалы из блога "Прага вдоль и поперёк" >>

В последний раз - в тексте "На семи холмах, или "Крайняя" Прага" - я сильно забежал вперед. Первый день в столице Чехии конечно же нужно посвятить не окраинам, а сердцу Праги - Пражскому Граду, по сути аналогу Московского Кремля. Именно оттуда начинался город (изначальный - огромный для Средневековья -  размер Града можно оценить и сейчас), именно там сконцентрированы одни из самых "брендовых" достопримечательностей: готический собор Святого Вита, строившийся 600 лет - вплоть до начала XX века, миниатюрная Золотая улочка, околдованная алхимией Майринка, средневековая же башня Далиборка - введение к чешским замкам…

И трудно удержаться от параллелей: попробуйте зайти просто так в Кремль. А в Град можно заходить свободно, в этом он не отличается от обычных улиц и площадей. Никаких рамок, унизительных досмотров, и даже "пост номер один" выглядит куда как дружелюбнее в окружении цветущих садов.

Попасть в Град просто: на схеме пражского метро рядом с названиями станций нарисованы памятники, которые расположены сверху, так что садитесь и доезжаете до "Градчанской", откуда неторопливым шагом минут за 5-10 попадаете во второй двор Пражского Града.

Грубая проза: на весь Град можно купить единый билет, который не распространяется разве что на колокольню собора. Другое дело, что при желании можно сэкономить: практически все платные достопримечательности - вроде того же собора - осмотреть от входа. Как ни странно, но если в Европе вы уже видели высокую готику (в Барселоне, Париже, Кельне), то ничего нового Вит вам не откроет. Хотя готикой нельзя не наслаждаться каждый раз заново. От высоты захватывает дух, каждый завиток пространства наполнен резьбой, росписью, в которые можно вглядываться до бесконечности, порой угадывая их за пышными барочными наслоениями.

Не стоит, наверное, рассказывать обо всем Граде - достопримечательностей в его четырех дворах, плавно переходящих в Золотую улочку, хватает. Здесь - о том, что больше всего запомнилось.

Во-первых - смена пажеского караула: это гвардейцы, подобные кремлевским солдатикам, ровно в полдень меняющиеся под духовой оркестр. Зрелище нельзя сказать чтобы уникальное, но своего рода бренд, а уж фотки в плотной толпе, окружающей сменяющийся пост, не делает только ленивый. Причем меняется караул именно в первом дворе, но идет через второй. Кстати, перед первым двором - не пропустите - прекрасная наблюдательная площадка.

Там же, во втором, очень легко пройти мимо одного из скрытых чудес Града - сада на Баште (арочка справа от входа в галерею Града). Мы сразу так и не заметили - пришлось наверстывать в последний день. Казалось бы, обычный крошечный садик, в Праге есть куда больше и краше - вроде Вальдштейнского, с геометрическими кустами, статуями и павлинами. Ан нет, такое - только здесь: маленькое возвышение из шести ступенек, где, если стать в центр и начать говорить, услышишь себя точно через микрофон, причем окружающие ничего такого не заметят. Удивительная игра звука, бог весть как созданная архитекторами - причем об этом мало кто знает, хотя площадка и привлекает взгляд.

Потом, разумеется, собор. Причем не столько он сам, сколько именно колокольня. Невероятно узкая каменная винтовая лестница тянется на колокольню, по дороге интернационал туристов обменивается усталыми вздохами и советами потерпеть, ведь осталось уже немного - а сверху как на ладони весь город. Незабываемое зрелище. При входе на лестницу на память дают сувенирную монетку: такие уже потом будут продаваться на всех других памятниках Праги, но эта будет единственной, которую на самом деле надо заслужить, взять с боя.

Под колокольней расположен фонтан Святого Иржи (так здесь называют Георгия Победоносца) и монумент Плечника - ограненный столб с пирамидкой наверху. Это - памятник воинам Первой мировой, который архитектор Плечник, в начале XX века "раскрывший" застроенный Град, чуть-чуть не донес до садов. Столб разломился, и его половину оставили здесь, для красоты увенчав пирамидкой.

Честно сказать, остальное в Граде - кроме башни Далиборки, которой заканчивается Золотая улочка, - факультативно. Конечно, если общий билет куплен, то грех не осмотреть, но, к примеру, без Музея чешских вооруженных сил, где представлена их форма и всякие скучные бумажки, вполне можно прожить, благо военных мы только что видели живьем, а не в виде чучел.

То же относится и к базилике за собором, где из интересного разве что статуя "Тщета", изображающая зеленоватый женский скелет. К сожалению, статуя за решеткой и в полумраке, поэтому можно только вытягивать шею и просовывать фотоаппарат со вспышкой.

Но в конце Града ждет бонус - многократно анонсированная Золотая улочка, на входе в которую бдительно проверяют билеты двое смотрителей. Правда, после шести вечера они уходят и можно погулять там совершенно бесплатно.

И вот здесь сделаем небольшое отступление, дабы осветить общий для Чехии сюжет: в ней все закрывается рано, и, к примеру, купить еду после девяти в сетевом магазине вроде самого распространенного "Альберта" - нетривиальная задача. Правда, здесь же есть и плюсы: после урочного часа из туалетов, платных по всей стране, уходят взиматели 5-10 крон, и можно пользоваться удобствами безвозмездно, если те, конечно, не закрыты на замок. Впрочем, на автовокзале Чешского Крумлова бесплатные удобства случились и в воскресный полдень: поджидать там редких посетителей чехам было откровенно лень.

Зато порой фантазия блюстителей кабинок работает на полных оборотах: так, на автовокзале уже Карловых Вар, по виду печально-советском, где даже двери на фотоэлементе умудряются дребезжать при открытии, пользование, pardon moi, писсуаром обходится в два раза дешевле, чем кабинкой - пять крон против 10. Вот такая вот половая дискриминация.

Тут же заодно замечу, что туалеты в Чехии вообще не проблема. Заветные монетки откроют доступ к ним практически на любой станции метро, в любом музее, замке, ресторане и т.п., причем традиция настолько вошла в плоть и кровь, что в черте Праги платными стали даже удобства в "Макдоналдсах". Зато бесплатно можно посетить их в заведениях KFC.

Но вернемся на Золотую улочку. Крохотные, какие-то просто малипусенькие домики, жмущиеся вплотную друг к дружке. В половине - сувенирные лавки (дороговатые), в других, открытых и застекленных, можно увидеть быт здешних средневековых и не очень жителей.

Конечно, никаких алхимиков тут сроду не водилось, хотя вся Прага все равно пронизана их духом, а над городом незримо витает тень Рудольфа II, покровительствовавшего Кеплеру и Тихо Браге, не только известному астроному, но и человеку, знаменитому серебряным носом взамен срубленного на дуэли "за науку" и смертью от разрыва мочевого пузыря на королевском пиру: неловко было отпроситься. Говорят, что на улочке жили золотых дел мастера - это, впрочем, не объясняет крохотный размер домиков. Но зато с какой любовью они отделаны, как удивительно выглядит вся эта узенькая дорожка между стеной Града и линией хибарок, вся заполненная туристами.

А выход - насквозь через еще один дом, прямо к Далиборке, где, по легенде, томился рыцарь Далибор, даже выучившийся пропитания для играть на скрипке и оглашавший улочку скрипичными стенаниями. В самой башне в художественном беспорядке развешаны кандалы, колодец-гладоморня закрыт решеткой и полон монеток: туристы хотят вернуться именно сюда.

Это, к слову, вообще удивительная штука. По необъяснимой причине туристы в Чехии оставляют монетки на память в, казалось бы, совсем неприспособленных для этого местах. Гладоморня в Далиборке, и такая же в замке Пернштейн, знаменитая Костница в Кутной-Горе - пирамида из черепов за решеткой напоминает пиратский клад, так много там монеток. Единственно, пожалуй, не вызывает удивление могила рабби Льва (Лёва) Бен Бецалеля на Старом еврейском кладбище. С ним - праведником, создателем легендарного голема, знакомым с детства каждому читавшему "Понедельник начинается в субботу", и правда грех не поделиться денежкой. И каких только там нет, даже с дырочкой в центре.

Мы тем временем вышли из Града аккурат к Музею кукол: там как раз выставка Барби. А напротив - видимо, для противовеса - статуя обнаженного юноши с до блеска натертым местом в центре. Ну и правильно, собственно говоря, - все лучше, чем сияющие барельефы статуи святого утопленника и почетного святого Чехии Яна Непомуцкого на Карловом мосту - тут хотя бы ясно, зачем тереть.

Спускаемся вниз по лестнице к Мала-Стране, по пути видим кошку - редкий случай для Праги - города маленьких и не очень, но неизменно дружелюбных собак; слушаем то кантри, то испанские гитары (вся лестница провожает нас уличными музыкантами) и выходим прямо к метро "Малостранска". Можно и обратно в отель, для первого дня впечатлений хватает.

Алексей Обухов

Все материалы из блога "Прага вдоль и поперёк" >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала