МОСКВА, 23 окт - РИА Новости. РФ ждет от Турции публичного признания, что на принудительно посаженном в Анкаре сирийском самолете из Москвы не было оружия и боеприпасов, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Сирийский пассажирский самолет, направлявшийся из Москвы в Дамаск, был принудительно посажен властями Турции в аэропорту Анкары вечером 10 октября. На борту самолета находились 35 пассажиров, в том числе 17 россиян, включая детей. Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что в нарушение правил гражданской авиации самолет якобы перевозил груз военного назначения. Российская сторона ранее заявляла, что на борту перехваченного Турцией самолета никакого оружия не было; перевозка же находившегося на борту электротехнического оборудования не противоречит международным конвенциям в сфере гражданской авиации, а документы на него были оформлены в соответствии с требованиями.
"Власти Турции отказались удовлетворить неоднократные просьбы командира экипажа выдать расписку о конфискации (груза). Этот момент нас настораживает. Тем более, что параллельно из уст турецких официальных лиц стали звучать безапелляционные заявления, что на борту были обнаружены оружие и боеприпасы. Теперь турецкие коллеги, которых мы ежедневно теребим по всем аспектам данной темы, нам сказали, что там было электротехническое оборудование. В этой ситуации мы просим их публично сказать, что на борту оружия и боеприпасов не было. Пока ждем", - сказал Лавров в интервью "Российской газете".
Министр также сообщил, что когда пилот самолета еще только приближался к воздушному пространству Турции, турецкий диспетчер ему сказал, что они будут вынуждены посадить самолет для досмотра, и если экипаж этого делать не хочет, то самолет может изменить маршрут: либо вернуться, либо облететь турецкую территорию.
"Пилот ответил, что готов приземлиться, поскольку на борту не было ничего запрещенного. Этот штришок показывает, что ни у кого в голове даже не было намерений осуществлять какие-то незаконные поставки", - сказал Лавров.
При этом, отметил министр, Россия не хочет, чтобы инцидент с сирийским самолетом, а также то, как обходились с находившимися на нем россиянами, омрачил связи с Турцией.
"Два часа людей держали в закрытом самолете, двигатели которого были выключены, и кондиционирование не работало. Одному из пассажиров, мужу российской гражданки, стало плохо, и люди были вынуждены искать лекарства на борту. Потом открыли люки и сказали, что сейчас всех повезут в аэропорт. Но никто никого никуда не приглашал. Затем наши граждане увидели в иллюминаторы, что на летном поле стоит автобус, в котором не было водителя. Так они никуда и не поехали, а на борт принесли еду, которой не хватило, чтобы накормить даже детей", - указал министр.
По его словам, российская сторона будет добиваться ясности, чтобы понять, кто отдавал соответствующие распоряжения, кто запретил консульским работникам РФ подняться на борт.
"Все это важно, так как характеризует отношения между странами. А мы с Турцией достаточно близкие соседи, у нас хорошие отношения, даже стратегического характера; есть механизмы встреч на высшем, высоком уровнях, развиваются контакты на различных направлениях. Мы бы не хотели, чтобы подобные эпизоды омрачали двусторонние связи", - отметил он.