Елена Чишковская
Сольный концерт знаменитой певицы открыл цикл "Королевы оперы", в рамках которого столицу посетят выдающиеся оперные исполнительницы современности. Вместе со своим аккомпаниатором, пианистом Марком Маркэмом, Норман представила программу "Американские маэстро". Ее составили фрагменты американских мюзиклов, а также композиции из репертуара Эллы Фитцджеральд, Лены Хорн, Жозефины Бейкер и Дюка Эллингтона.
Открытие фестиваля "Королевы оперы" получилось в меру пафосным и в меру светским. Послушать легендарное сопрано приехал премьер-министр Дмитрий Медведев с супругой (пара скромно заняла места в партере, явно стараясь не привлекать к себе излишнего внимания). Гостями музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в этот вечер стали и многие известные люди из мира искусства, в их числе генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, президент фонда Ростроповича Ольга Ростропович, саксофонист Игорь Бутман. Зал театра заполнили поклонники дивы, хотя удовольствие услышать ее голос оказалось не из дешевых (билет в партер стоил от 6 до 12 тысяч рублей).
По случаю приезда Джесси Норман сцену театра украсили с большим вкусом: три струящиеся конструкции из цветов и бусин на фоне задника глубокого голубого цвета органично сочетались с нарядом звезды – черным платьем и накинутым поверх него легким черным плащом в крупных золотых цветах. Отлично поработал и художник по свету, благодаря которому Джесси Норман буквально купалась в золотистых лучах.
Свою концертную программу примадонна разделила на две части. В первой она пела фрагменты из мюзиклов Бернстайна, Гершвина, Керна и других классиков жанра. В первой же композиции исполнительница взяла в руки микрофон, однако вскоре стало ясно, что в нем нет необходимости – все еще полетный и сильный голос заполнял зал, в нем было слышно каждую ноту. Джесси Норман демонстрировала великолепный для своего возраста (в сентябре певица отметила 67-летие) вокал, мастерски маскируя качку голоса и другие неизбежные погрешности необыкновенным шармом, артистизмом и проникновением в материал. Назвав на пресс-конференции
свою программу "музыкой сердца", Норман ничуть не погрешила против истины: выбранные композиции она исполняла действительно всем сердцем, что отодвигало на второй план все недостатки чисто вокального свойства.
Второе отделение Джесси Норман посвятила своим кумирам – Жозефине Бейкер, Лене Хорн, Элле Фитцджеральд и Дюку Эллингтону. Кульминацией концерта стала народная песня Another Man Done Gone из репертуара чернокожей фолк-певицы Одетты. Эту песню о смертной казни Норман исполнила под аккомпанемент мерных глухих ударов, которые пианист отбивал рукой о край рояля. Этот номер и последовавшая за ней тишайшая колыбельная Pretty Horses образовали драматический диптих, впечатление от которого стало еще более сильным благодаря контрасту: сразу после него Норман спела легкомысленную песенку Мекки-ножа из "Трехгрошовой оперы", тем самым еще раз продемонстрировав великолепное мастерство драматической певицы и актрисы.
Завершив выступление композициями из репертуара Дюка Эллингтона, Джесси Норман порадовала публику, аплодировавшую стоя, еще двумя бисами. Одним из них стала колыбельная Sammertime из оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс".
Джесси Норман - одна из самых почитаемых и высокооплачиваемых исполнительниц оперного и классического репертуара. Расцвет ее карьеры пришелся на 70-е и 80-е годы: в 1969 году она дебютировала в Берлине в роли Елизаветы ("Тангейзер"), в 1972 году – в Ла Скала в "Аиде" и в Королевской опере Ковент-Гарден в партии Кассандры ("Троянцы" Берлиоза). В 1982 году она впервые появилась на американской оперной сцене в Филадельфии. Дебют Норман в Метрополитен-опера состоялся в 1983 году в дилогии Берлиоза "Троянцы". В Метрополитен-опера Норман впоследствии исполнила Зиглинду в "Валькирии" Вагнера. На начало XXI века пятикратная обладательница премии "Грэмми" Джесси Норман была одной из самых разносторонних, популярных и высокооплачиваемых певиц. В настоящее время Норман уже не выступает в опере и нечасто балует поклонников сольными концертами, уделяя большую часть своего времени благотворительности.