- Владимир Викторович, по закону все образовательные учреждения России должны подготовить энергопаспорта. Насколько велика вероятность того, что эти документы будут оформлены лишь на бумаге, без проведения инструментального обследования зданий?
— Сегодня качество подготовки энергопаспортов в организациях образования часто оставляет желать лучшего. Это особенно характерно для школ и детских садов, подконтрольных муниципальным образованиям. К сожалению, в последнее время получила распространение практика изготовления энергопаспорта «по фотографии» или «по интернету».
Есть случаи, когда подрядчики выигрывают конкурс на изготовление энергопаспорта за восемь тысяч рублей, но это заведомо низкая цена для проведения обследования, и о качестве здесь говорить не приходится. Это одна из проблем, обусловленных действием федерального закона о госзакупках.
У вузов ситуация обстоит лучше, поскольку многие из них являются членами саморегулируемых организаций и сами занимаются качественной подготовкой энергопаспортов. Другие вузы при заказе энергопаспорта обращают внимание на качество составления конкурсной документации, чтобы недобросовестные компании в сфере энергоаудита не смогли выиграть подряд. Но проблема все равно остается актуальной.
- Оформление энергопаспортов должно завершиться до 1 января 2013 года. Времени осталось совсем немного. Успеют ли директора детских садов, школ, техникумов и вузов закончить эту работу в срок?
— Безусловно, здесь есть проблема. Несмотря на то, что по всей России около пяти тысяч организаций, которые занимаются энергетическими обследованиями, они физически не успеют подготовить все энергетические паспорта, которые им закажут. Могу предположить, что к 1 января паспортизация не достигнет 100%.
Но Минобрнауки давно предупреждало, что организации, которые не проведут у себя энергетическое обследование в этом году, в следующем не смогут пройти проверки Ростехнадзора. По закону им грозит штраф до 250 тысяч рублей с организации и до пяти тысяч — с руководителя.
- Некоторые родители опасаются, что деньги для уплаты штрафов будут собираться с родительских комитетов…
— Эта проблема ни в коем случае не должна лечь на плечи родителей. Паспортизация школ ведется в рамках региональных программ по энергосбережению. Каждый муниципалитет должен был заложить в бюджет средства на проведение энергетических обследований. С родителей никто не имеет права брать деньги ни на их проведение, ни на выплату штрафов. Проблема штрафов должна касаться тех региональных органов управления образованием, которые работают непосредственно с этой школой. Им следовало вовремя организовать проведение энергетических обследований, на что отводилось более трех лет.
- Насколько остро, на ваш взгляд, стоит проблема неэффективного использования энергии в образовательных учреждения? На что в основном приходятся потери энергии?
— Эта проблема характерна не только для образовательных учреждений, но и для предприятий по всей России. Везде есть существенные потери энергии. В среднем по стране мы расходуем на 40-45% больше, чем необходимо.
По данным наших исследований, потери происходят, в первую очередь, в системе теплоснабжения. Именно там есть наибольший потенциал экономии энергии. Если принять за 100%, общее количество энергии, которое можно сберечь, то тепло даст около 56%, то есть больше половины от этого количества. Следующие области потерь энергии — электроснабжение и топливоснабжение.
- Почему основные потери энергии приходятся именно на теплоснабжение?
— Многие школы «перетапливаются». Договоры с большинством энергоснабжающих организаций составлены таким образом, что оплата идет за количество поставленных гигакалорий. Чем больше они поставляют тепловой энергии, тем для них выгоднее. Поставки очень часто идут с нарушением температурного графика.
Многие школьники и учителя жалуются на то, что в классах иногда бывает очень жарко. Они борются с этим просто: открывают окна и проветривают классы. Но получается, что так, через окна, улетают даже не миллионы, а миллиарды рублей по всей России.
Поэтому необходимо устанавливать в школах индивидуальные тепловые пункты, которые бы самостоятельно регулировали подачу тепла в зависимости от погодных условий. Это одна из очень мощных мер по энергосбережению.
Стоит отметить, что в учебных заведениях часто установлены не самые лучшие ограждающие конструкции — окна, стены, неутепленные чердаки и подвальные помещения… Необходимо во время плановых ремонтов обращать на это внимание и исправлять ситуацию.
- Родители опасаются, что некоторые директора школ, особенно в селах и малых городах, вместо того, чтобы проводить мероприятия по энергосбережению, просто будут закрывать школу после уроков или ограничат доступ детей к компьютерным классам. Не ударит ли политика энергосбережения по детям?
— Да, иногда родители спрашивают, а что, если директора будут выключать в школах свет, и дети будут заниматься в потемках? Но для этого и существуют СанПиНы, которые регламентируют определенную освещенность и температуру в помещениях. Естественно, если директора школ не будут обеспечивать комфортные условия для учеников, то родители должны жаловаться в существующие надзорные органы.
В любом случае энергосбережение подразумевает уменьшение потребления энергии всех видов без снижения нормальных условий обучения. Речь идет лишь о том, чтобы устранить неэффективное использование энергии, как в случае перетопленных классов и открытых окон. Детям должно быть комфортно, они не должны пострадать.