Рейтинг@Mail.ru
Зачем красть знаменитые полотна? - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем красть знаменитые полотна?

Читать ria.ru в
Дзен
Как сообщили AFP в нидерландской полиции, в ночь с понедельника на вторник из роттердамского музея было похищено семь полотен, в том числе картины Пикассо, Матисса, Моне и Гогена. По словам представителя полиции, речь идет "о необычайной сумме". "Начато масштабное следствие, на месте преступления работают криминалисты", – добавила – она.

Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>

Кентен Жиара, "Slate.fr" (Франция)

Как сообщили AFP в нидерландской полиции, в ночь с понедельника на вторник из роттердамского музея было похищено семь полотен, в том числе картины Пикассо, Матисса, Моне и Гогена. По словам представителя полиции, речь идет "о необычайной сумме". "Начато масштабное следствие, на месте преступления работают криминалисты", – добавила – она.

Но зачем нужно красть такие знаменитые произведения? В 2010 году Кентен Жирар уже задался этим вопросом после кражи полотен Пикассо и Матисса из Музея современного искусства в Париже. В 2011 году один из подозреваемых заявил, что картины были уничтожены. В мае 2012 года следствие было все еще не окончено.

Случаи краж картин известных художников в 2007-2012 гг. >>

Ранним утром 20 мая 2010 года из Музея современного искусства Парижа было украдено пять полотен: "Голубь с зеленым горошком" Пикассо, "Пастораль" Матисса, "Оливье около Эстаки" Брака, "Женщина с веером" Модильяни и "Натюрморт в подсвечниках" Лежера. Поначалу в прокуратуре сообщили, что общая стоимость похищенного достигает 500 миллионов евро. Крупнейшая кража начала века. Позднее в руководстве музея отметили, что эта сумма составляет скорее около 100 миллионов евро, что, согласитесь, тоже очень немало. Как следует из записи с камер наблюдения, неизвестный человек в маске и черной одежде проник в музей, предварительно разбив окно и срезав замок. Затем он вырезал картины из рам и свернул их, чтобы унести. Сигнализация так и не сработала.

Здесь сразу же возникает вопрос о мотивах. Зачем красть произведения такой огромной ценности? Действительно, все указывает на то, что продать их будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что после каждой подобной кражи во Франции информация о произведениях передается в Центральное управление по борьбе с незаконным оборотом предметов искусства (OCBC), а затем в Интерпол, который составляет список похищенного по всему миру. В настоящий момент в нем значится порядка 35 000 произведений искусства. В 2004 году в Интерполе была даже создана специальная экспертная группа. Толчком для ее формирования послужила война в Ираке и вызванный ей резкий скачок в незаконной торговле произведениями искусства (багдадский музей был разграблен, так как американцы не посчитали необходимым взять его под защиту).

В теории все аукционные дома должны сверяться с этим списком перед тем, как выставить тот или иной лот на торги. Кроме того, существует и другой список – Art Loss Register. Он касается в первую очередь предметов, которые были украдены у евреев во время Второй мировой войны и продолжают регулярно всплывать на рынке искусства.

В крупных аукционных домах, таких как Christie's, с сожалением отмечают, что с ними "связываются, как только происходит какая-то кража", и заверяют, что "продажа у нас произведений искусства, которые были украдены и внесены в списки, полностью исключена: все выставленные на торги предметы фотографируются и снабжаются серийным номером".

Как бы то ни было, существование этих списков далеко не всегда становится препятствием на пути торгов в небольших аукционных домах. Так, например, три итальянских майолики, которые пропали из одного их немецких музеев во время войны, были проданы в начале мая 2010 года в Нижней Саксонии по цене гораздо ниже рыночной: аукционный дом и покупатели, по всей видимости, знали о происхождении лотов и сомнительной законности сделки. В музее, из которого они были похищены, узнали о продаже только позднее.

Стефан Тефо (Stéphane Thefo) из специальной следственной группы Интерпола не может понять мотивов кражи из пражского Музея современного искусства, так как "продать настолько известное произведение и заработать на нем деньги чрезвычайно сложно". Кроме того, он отмечает, что обрисовать психологический портрет таких грабителей практически невозможно: "Все очень сильно меняется от случая к случаю. Бывают вооруженные налеты, ограбления, иногда ночью, а иногда и посреди дня, нацеленные кражи. Мотивы могут варьироваться. Иногда воры недооценивают сложность продажи произведений на рынке, а иногда требуют выкуп, как, например, это было с "Сальерой" Бенвенуто Челлини".

Эту позолоченную и эмалированную статуэтку, которая была создана в 1543 году для Франциска I, в 2003 году похитили из венского Музея истории искусств. Злоумышленник потребовал выкуп за этот предмет стоимостью в 40 миллионов евро, однако в конечном итоге денег он не получил и был арестован. Саму статуэтку обнаружили в 2006 году в свинцовой коробке, которая была закопана в лесу неподалеку от австрийской столицы.

Заблуждения

В 2004 году два знаменитых полотна Эдварда Мунка, "Крик" и "Мадонна" были средь бела дня похищены из музея в Осло двумя вооруженными людьми под ошарашенными взглядами посетителей. Два года спустя они все же были найдены с частичными повреждениями: налетчикам не удалось продать их или получить какое-либо вознаграждение. В 1994 году после кражи другого варианта "Крика" воры потребовали выкуп в миллион долларов. Норвежское правительство отказалось платить, а три месяца спустя полиция в итоге нашла картину в идеальном состоянии.

Стефан Тефо не слишком верит в то, что нередко можно увидеть "в кино": заказ слегка безумного коллекционера, который хотел бы заполучить произведение только для себя: "Это деликатный вопрос. Даже если вы хотите просто повесить такую картину в гостиной, она настолько известна, что вы попросту не сможете никого пригласить к себе в гости. То есть вам придется спрятать ее в сейф, где вы и сами не сможете ее увидеть".

Точно так же он отметает теорию о престиже или неком джентльменском соревновании между грабителями: "Такие кражи гораздо сложнее и не приносят больших денег".

К большому несчастью для всех, кто с грустью вспоминает об Арсене Люпене.

Как бы то ни было, во Франции не так давно все же был серийный вор произведений искусства – Стефан Брайтвизер (Stéphane Breitwieser). Этот эльзасец за семь лет похитил 239 произведений искусства из множества музеев по всей Европе. Он питал особую страсть к фламандским художникам XVI века и всегда утверждал, что его главная цель – формирование частной коллекции. Произведения он выставил в двух комнатах у себя дома. Тем не менее, в 2001 году швейцарские полицейские задержали его после кражи в Люцерне. К несчастью для искусства, его мать попыталась избавиться от улик и выбросила часть произведений в канал Рейн-Рона и разбросала их за городом.

После освобождения в 2006 году он опубликовал книгу "Признание похитителя произведений искусства" (Confession d'un voleur d'Art), которую журналист Пьер Асулин (Pierre Assouline) так охарактеризовал в тот момент в своем блоге: "Помимо напряженных описаний самих краж, самые сильные моменты – это то, когда Стефан Брайтвизер пытается понять, как позволил затянуть себя в эту спираль. Он говорит о своей реакции единственного ребенка на уход отца, который забрал с собой мебель, полотна и редкие книги, оставив близких жить в мире Ikea, а также подчеркивает поведение вырастившей его матери, которая слишком сильно стремилась окружить сына опекой".

К несчастью, после выхода книги, отмечает издатель, этот "необычный" человек "исчез из поля зрения". Так, может быть, вот он, след? Стефан Тефо рассматривает самые разные варианты, однако подчеркивает отличия между недавней кражей и методами нашего клептомана.

"Здесь совершенно разный профиль. Брайтвизер обычно действовал в дневное время и, пользуясь тем, что был один в музее, крал один-два предмета. Здесь же у нас есть взлом и ограбление".

Прибыльное дело

Не считая краж самых известных и редких произведений, незаконный оборот предметов искусства не думает сбавлять обороты и приносит немалую прибыль. По оценкам Интерпола, нелегальная торговля произведения ми искусства стоит на третьем месте по обороту после наркотиков и оружия.

Как украсть миллион и даже больше >>

Прежде всего, это объясняется тем, что "во многих случаях произведения искусства плохо инвентаризированы, – объясняет Стефан Тефо. – У владельцев нет фотографий и записей с датой приобретения. Обычно возвращают всего 10% украденного".

Что касается предметов средней ценности, "после семи-восьми посредников, они могут оказаться на легальном рынке". И никто не несет за это ответственности. "Кроме того, произведение может попасть и на нелегальный рынок, но там его можно продать за меньшие деньги", – добавляет он. Незаконный оборот предметов искусства касается в первую очередь стран, где разворачивается конфликт (например, Ирака и Афганистана) и которые обладают богатым культурным достоянием. Все это не так поражает воображение, как недавняя кража, однако приносит куда большую прибыль…

Оригинал публикации: Picasso, Matisse, Monet, Gauguin... Pourquoi voler des tableaux célèbres?

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала