18 октября Санкт-Петербургский театр им. В.Ф.Комиссаржевской отмечает 70-летие. Судьба его уникальна - театр был основан в 1942 году во время блокады, когда спектакли в нетопленных залах прерывались воздушными тревогами, и до сих пор хранит атмосферу событий прошлых лет.
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойСегодня Санкт-Петербургский театр им. В.Ф. Комиссаржевской отмечает 70-летие. Судьба его уникальна - театр был основан во время блокады и до сих пор хранит атмосферу событий прошлых лет.
Здание, в котором позднее разместился Театр им. Комиссаржевской
Здание, в котором позднее разместился Театр им. Комиссаржевской
Сегодня Санкт-Петербургский театр им. В.Ф. Комиссаржевской отмечает 70-летие. Судьба его уникальна - театр был основан во время блокады и до сих пор хранит атмосферу событий прошлых лет.
Здание, в котором позднее разместился Театр им. Комиссаржевской
Здание, в котором позднее разместился Театр им. Комиссаржевской
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
1 из 16
© РИА Новости / Игорь Руссак Днем рождения театра считается дата премьеры спектакля "Русские люди" по пьесе Константина Симонова. Она прошла 18 октября 1942 года. Постановку осуществил И. Горин с оставшимися в Ленинграде актерами эвакуированного театра им. Пушкина и артистами Радиокомитета. Новый театр получил название "Городской", а в народе его называли Блокадным театром.
Днем рождения театра считается дата премьеры спектакля "Русские люди" по пьесе Константина Симонова. Она прошла 18 октября 1942 года. Постановку осуществил И. Горин с оставшимися в Ленинграде актерами эвакуированного театра им. Пушкина и артистами Радиокомитета. Новый театр получил название "Городской", а в народе его называли Блокадным театром.
2 из 16
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойУже через две недели после первой премьеры театр показал новый спектакль – "Фронт" по пьесе Александра Корнейчука. Пьеса была написана по личному указанию Сталина, в ней автор критиковал старых генералов — героев Гражданской войны, не способных воевать в новых условиях.
Панов и Чернявская в спектакле "Жди меня" театра им. В.Ф. Комиссаржевской. 1940-е годы
Панов и Чернявская в спектакле "Жди меня" театра им. В.Ф. Комиссаржевской. 1940-е годы
Уже через две недели после первой премьеры театр показал новый спектакль – "Фронт" по пьесе Александра Корнейчука. Пьеса была написана по личному указанию Сталина, в ней автор критиковал старых генералов — героев Гражданской войны, не способных воевать в новых условиях.
Панов и Чернявская в спектакле "Жди меня" театра им. В.Ф. Комиссаржевской. 1940-е годы
Панов и Чернявская в спектакле "Жди меня" театра им. В.Ф. Комиссаржевской. 1940-е годы
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
3 из 16
© РИА Новости / Игорь Руссак Следующей премьерой 1942 года стало "Нашествие" по пьесе Леонида Леонова о Великой Отечественной войне, за которую автор через год получил Сталинскую премию.
Следующей премьерой 1942 года стало "Нашествие" по пьесе Леонида Леонова о Великой Отечественной войне, за которую автор через год получил Сталинскую премию.
4 из 16
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойАктеры играли в нетопленных залах, спектакли прерывались воздушными тревогами, но ленинградцы были готовы и к холоду, и к постоянным перебоям с электричеством - Блокадный театр укреплял в них силу духа.
Актеры играли в нетопленных залах, спектакли прерывались воздушными тревогами, но ленинградцы были готовы и к холоду, и к постоянным перебоям с электричеством - Блокадный театр укреплял в них силу духа.
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
5 из 16
© РИА Новости / Игорь РуссакВ репертуаре театра были не только спектакли военно-патриотической тематики, но и классика - Островский, Тургенев, Чехов.
В репертуаре театра были не только спектакли военно-патриотической тематики, но и классика - Островский, Тургенев, Чехов.
6 из 16
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойВ 1944-м театр получил здание, в котором продолжает работать до сих пор и где в начале XX века играла со своей труппой В.Ф. Комиссаржевская. Театр располагается в петербургском Пассаже - знаменитой торговой галерее, построенной в 1848 году. Жители города называли Пассаж "гостиной, где сходятся знакомые" - здесь устраивались лекции, литературные вечера, а в 1901 году открылся Драматический театр Веры Комиссаржевской, который затем переехал на Офицерскую улицу.
Внутренний вид Петербургского Пассажа. Начало ХХ века
Внутренний вид Петербургского Пассажа. Начало ХХ века
В 1944-м театр получил здание, в котором продолжает работать до сих пор и где в начале XX века играла со своей труппой В.Ф. Комиссаржевская. Театр располагается в петербургском Пассаже - знаменитой торговой галерее, построенной в 1848 году. Жители города называли Пассаж "гостиной, где сходятся знакомые" - здесь устраивались лекции, литературные вечера, а в 1901 году открылся Драматический театр Веры Комиссаржевской, который затем переехал на Офицерскую улицу.
Внутренний вид Петербургского Пассажа. Начало ХХ века
Внутренний вид Петербургского Пассажа. Начало ХХ века
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
7 из 16
© РИА Новости / Игорь Руссак В разное время Пассаж занимали труппа легкой комедии Симона Сабурова, кабаре "Би-ба-бо", Театр-студия Сергея Радлова.
В разное время Пассаж занимали труппа легкой комедии Симона Сабурова, кабаре "Би-ба-бо", Театр-студия Сергея Радлова.
8 из 16
© РИА Новости / Игорь РуссакВместе со зданием Пассажа в 1944 году театр получил и новое название - Ленинградский драматический. В 1959 году ему было присвоено имя В.Ф.Комиссаржевской, а возглавил театр М. Сулимов.
Вместе со зданием Пассажа в 1944 году театр получил и новое название - Ленинградский драматический. В 1959 году ему было присвоено имя В.Ф.Комиссаржевской, а возглавил театр М. Сулимов.
9 из 16
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойЭти события ознаменовались постановкой спектакля "Дети солнца" по пьесе Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).
Эмилия Попова и Елена Деливрон в спектакле "Дети солнца". 1950-60-е годы
Эмилия Попова и Елена Деливрон в спектакле "Дети солнца". 1950-60-е годы
Эти события ознаменовались постановкой спектакля "Дети солнца" по пьесе Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).
Эмилия Попова и Елена Деливрон в спектакле "Дети солнца". 1950-60-е годы
Эмилия Попова и Елена Деливрон в спектакле "Дети солнца". 1950-60-е годы
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
10 из 16
© РИА Новости / Игорь РуссакВ послевоенные годы в репертуаре Театра Комиссаржевской были спектакли самых разных жанров и направлений - Островский, Шекспир, Мольер, Гоцци, Шоу.В 1966-м руководителем театра стал Рубен Агамирзян, который проработал в нем четверть века. Это был период стабильности, когда театр обретал свое лицо.
В послевоенные годы в репертуаре Театра Комиссаржевской были спектакли самых разных жанров и направлений - Островский, Шекспир, Мольер, Гоцци, Шоу.В 1966-м руководителем театра стал Рубен Агамирзян, который проработал в нем четверть века. Это был период стабильности, когда театр обретал свое лицо.
11 из 16
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойЕго знаменитая постановка трилогии "Царь Федор Иоаннович", "Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Борис" стала для театра Комиссаржевской таким же символом, как "Чайка" для МХАТа.
Станислав Ландграф в роли Бориса Годунова в спектакле театра им. Комиссаржевской. Конец 1970-х годов
Станислав Ландграф в роли Бориса Годунова в спектакле театра им. Комиссаржевской. Конец 1970-х годов
Его знаменитая постановка трилогии "Царь Федор Иоаннович", "Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Борис" стала для театра Комиссаржевской таким же символом, как "Чайка" для МХАТа.
Станислав Ландграф в роли Бориса Годунова в спектакле театра им. Комиссаржевской. Конец 1970-х годов
Станислав Ландграф в роли Бориса Годунова в спектакле театра им. Комиссаржевской. Конец 1970-х годов
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
12 из 16
© РИА Новости / Игорь РуссакВ труппе театра в разное время работали такие актеры, как Алиса Фрейндлих, Игорь Дмитриев, Галина Короткевич, Владимир Особик, Анатолий Горин, Станислав Ландграф, Георгий Корольчук.
В труппе театра в разное время работали такие актеры, как Алиса Фрейндлих, Игорь Дмитриев, Галина Короткевич, Владимир Особик, Анатолий Горин, Станислав Ландграф, Георгий Корольчук.
13 из 16
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойНа сцене Театра им. Комиссаржевской играли отец и дядя Михаила Боярского - Сергей и Николай. Одной из лучших ролей Сергея Боярского стала роль Мармеладова в "Преступлении и наказании". В начале спектакля звучал знаменитый 15-минутный монолог о человеческом падении, о дочери Соне. "Когда монолог заканчивался, неизменно повисала пауза (зритель как бы прикидывал, можно ли вообще хлопать в самом начале спектакля?), а затем раздавался шквал оваций. Монолог Мармеладова становился импульсом ко всему дальнейшему ходу спектакля". (Из книги "Театральная династия Боярских").
Олег Окулевич в роли Раскольникова (справа) и Сергей Боярский в роли Мармеладова.
Олег Окулевич в роли Раскольникова (справа) и Сергей Боярский в роли Мармеладова.
На сцене Театра им. Комиссаржевской играли отец и дядя Михаила Боярского - Сергей и Николай. Одной из лучших ролей Сергея Боярского стала роль Мармеладова в "Преступлении и наказании". В начале спектакля звучал знаменитый 15-минутный монолог о человеческом падении, о дочери Соне. "Когда монолог заканчивался, неизменно повисала пауза (зритель как бы прикидывал, можно ли вообще хлопать в самом начале спектакля?), а затем раздавался шквал оваций. Монолог Мармеладова становился импульсом ко всему дальнейшему ходу спектакля". (Из книги "Театральная династия Боярских").
Олег Окулевич в роли Раскольникова (справа) и Сергей Боярский в роли Мармеладова.
Олег Окулевич в роли Раскольникова (справа) и Сергей Боярский в роли Мармеладова.
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
14 из 16
© РИА Новости / Игорь РуссакТеатр Комиссаржевской в настоящее время много гастролирует, сотрудничает с театральными коллективами Балканских стран. С 2005 года главным приглашенным режиссером театра является болгарин Александр Морфов. Его постановка "Бури" в 2000 году получила "Золотую маску" за сценографию. Главное художественное решение - 16 жердей, укрепленных таким образом, что они могут раскачиваться подобно гигантским маятникам. В спектакле с помощью этой хитрой системы создается основная сцена бури с убыстряющимся хаотическим движением жердей и колыханием огромного полотнища.
Театр Комиссаржевской в настоящее время много гастролирует, сотрудничает с театральными коллективами Балканских стран. С 2005 года главным приглашенным режиссером театра является болгарин Александр Морфов. Его постановка "Бури" в 2000 году получила "Золотую маску" за сценографию. Главное художественное решение - 16 жердей, укрепленных таким образом, что они могут раскачиваться подобно гигантским маятникам. В спектакле с помощью этой хитрой системы создается основная сцена бури с убыстряющимся хаотическим движением жердей и колыханием огромного полотнища.
15 из 16
© Предоставлено театром имени В. Ф. КомиссаржевскойСреди недавних премьер театра - современная история "Эрос" в режиссера Игоря Коняева, "женский" спектакль "3d" Маргариты Бычковой, комедия "Карусель любви" в постановке македонского режиссера Георгия Йолевски. К своему 70-летию Театр им. Комиссаржевской выпускает премьеру "Один голый, другой во фраке" по фарсам Дарио Фо.
Афиша Городского театра Ленинграда (ныне театр им. Комиссаржевской). 1942 год
Афиша Городского театра Ленинграда (ныне театр им. Комиссаржевской). 1942 год
Среди недавних премьер театра - современная история "Эрос" в режиссера Игоря Коняева, "женский" спектакль "3d" Маргариты Бычковой, комедия "Карусель любви" в постановке македонского режиссера Георгия Йолевски. К своему 70-летию Театр им. Комиссаржевской выпускает премьеру "Один голый, другой во фраке" по фарсам Дарио Фо.
Афиша Городского театра Ленинграда (ныне театр им. Комиссаржевской). 1942 год
Афиша Городского театра Ленинграда (ныне театр им. Комиссаржевской). 1942 год
© Предоставлено театром имени В. Ф. Комиссаржевской
16 из 16