КУДЫМКАР (Пермский край), 15 окт, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
В Единый день голосования 14 октября в регионах России прошли не только выборы различного уровня, но и микрореферендумы в небольших населенных пунктах в сельской местности. Например, селяне должны были решить, готовы ли они скинуться по 50-100 рублей на благоустройство – ремонт дорог, уличное освещение и строительство детских площадок.
В Пермском крае пять из шести этих референдумов не состоялись – явка оказалась недостаточной. И это при том, что действующая здесь программа краевых властей подразумевает софинансирование из краевого бюджета – на каждый вложенный селянами рубль перечисляется три "из края". Но люди на участки не пришли.
"Такая злость берет"
"Я на избирательный участок даже не хочу идти, – говорит житель Кудымкарского района Николай. – Такая злость берет".
Зол Николай на власти собственного поселка. Земли на Урале вроде бы много, но Николаю не дают землю под строительство дома. То говорят, что на выбранном им участке играют дети, хотя он давно зарос крапивой. То заставляют собирать со всех жителей поселка подписи под письмом, что они не против строительства. Хотя когда его сосед самовольно построил дом на красивом берегу реки Кувы, согласие самого Николая никто не спрашивал.
Протестовать он решил единственным, как считает Николай, доступным ему способом – отказался идти на участок, хотя там решался вроде бы важный вопрос о ремонте дорог в поселке, улицы которого после каждого дождя превращаются в реки грязи.
Похоже, все дело в том, что сама инициатива проведения референдума о самообложении исходила от властей. "Почему мы должны давать деньги на ремонт дорог, если их должны чинить власти?" – кипятится Николай. Поскольку большинство селян рассуждает именно так, дороги в этом поселке еще долго не будет.
Николай работает преподавателем в местном техникуме. Обратив внимание на фотоаппарат корреспондента РИА Новости, он вспоминает: у них в техникуме есть традиция, когда выпускники скидываются на подарок родной "шараге". Если денег на хороший подарок не хватает, директор, чтобы поддержать ребят, добавляет из бюджета "альма-матер". В этом году удалось набрать 30 тысяч на новый фотоаппарат, которым теперь в техникуме фотографируют праздники и торжественные линейки.
Однако в масштабах поселения идея софинансирования почему-то не имеет популярности.
Граждане пока ничего не предлагали
Два года назад в Пермском крае приняли программу "Активные граждане – сильный муниципалитет". Вводилась такая система, по которой краевой бюджет был готов финансировать только те проекты по благоустройству, за которые сами жители проголосовали собственным рублем. То есть им настолько нужен мостик, детская площадка или колодец, что они готовы скинуться на него по 50 или 100 рублей. Тогда краевые власти готовы к каждому собранному рублю добавить три своих, из бюджета.
Но это решение должно быть оформлено через референдум. Тогда оно получает статус местного закона.
Выносить вопрос на референдум могут либо местные власти – глава поселения при поддержке депутатов, – либо сами местные жители, зарегистрировавшие инициативную группу. Например, если местное гражданское общество чувствует необходимость в селе общественных колодцев, такая группа вполне может предложить соседям скинуться на колодцы рублей по 100. Но чтобы власть добавила к каждому собранному селянами рублю три "своих", сначала должен состояться референдум.
Как говорят в Кудымкарском районном избиркоме, сами граждане "пока ничего не предлагали" – на территории Пермского края прошло уже несколько десятков таких микрореферендумов, но каждый раз предложение об их проведении исходило от местных чиновников.
Деньги ушли впустую
В марте 2012 года, одновременно с выборами президента, референдум прошел в самом Кудымкаре – горожанам предлагалось скинуться по 100 рублей на благоустройство.
Любопытно, что хотя на сами президентские выборы в городе пришло довольно много людей, больше 70 процентов, далеко не все стали голосовать по вопросу референдума, рассказывают в местном избиркоме. Многие просто опустили в урны незаполненные бюллетени или вовсе их испортили.
В результате референдуму, чтобы состояться, не хватило 50 голосов – в нем приняло участие 49,8% избирателей. Причем 34,69% голосов были отданы "против", хотя речь шла вроде бы об актуальном для Кудымкара вопросе – установке в городе мусорных баков.
"Наверное, не очень удачно поставили вопрос, – сожалеет главред местной газеты "Парма" Зоя Ражева. – Одни горожане сказали: да я и так не мусорю. Другие: где хочу, там мусор и кидаю, никакие баки мне не нужны. А третьи решили, что у власти и так деньги есть, просто она решила в очередной раз залезть нам в карман".
Город Кудымкар остается довольно грязным. А деньги на проведение референдума, 330 тысяч рублей, из городского бюджета ушли впустую. Сумма для бедного маленького городка заметная. На эти деньги можно было поставить много мусорных баков.
"С населением тяжело работать"
"С населением у нас тяжело работать, – признает глава Ошибского поселения Кудымкарского района Людмила Калина. – Люди озлоблены: связи нет, мостов нет, переправ нет. Многие не понимают, для чего нужен референдум и для чего нужно то, на что мы собираем деньги. Например, им не нужна детская площадка в том месте, где мы предлагаем ее построить. Им нужна дорога. Проблема в том, что мы не можем строить сразу все. Мы предлагаем: давайте сначала площадку, потом дорогу. Не верят".
Скоро я получаю подтверждение ее словам. Глава поселения приезжает в сельскую больницу – убеждать врачей прийти на избирательные участки. Врачи – это местные "лидеры мнений". Убедишь врачей – через них достучишься до десятков пациентов, для которых сельский врач – это всегда авторитет.
Медики собираются в обшарпанном актовом зале больницы. "Мы по 50 рублей заплатить не против, – кричит с места медсестра Светлана Караваева. – Лично я всегда плачу. Только вот нам в Рочеву (соседнее село из этого же поселения. – РИА Новости) тоже нужна дорога! Освещения у нас нет! Про деревянные тротуары уже не говорю, в навозе по колено ходим. Когда сделаете?"
Увещевания главы, что "давайте сначала скинемся на площадку в Ошибе, а там и до дороги в Рочеву дело дойдет", на скептический настрой медсестры, кажется, не влияют. "Нам лекарств не хватает! Новое белье уже два года не присылали!" – под шиканье коллег продолжает она.
Опять же детскую площадку сделают в Ошибе, а не в Рочеве, и в следующий раз придется уже жителей Ошиба убеждать скинуться на дорогу для жителей Рочевы. Что те в свое время скинулись на площадку для Ошиба, в "столице" поселения к тому времени уже могут и забыть.
Нелишние деньги
Глава поселения Людмила Калина – молодая энергичная женщина с двумя высшими образованиями. Она переживает за судьбу своего Ошиба: "сердце за село болит. Ведь умирает деревня-то. Работать негде, молодежь уезжает в город, ютится там по съемным квартирам. А в селе дома разваливаются. Поэтому мы и хотим что-то сделать для деревенских".
Энергия Калиной все-таки помогает: Ошибское поселение – единственное из шести поселений севера Пермского края, где референдум 14 октября все-таки состоялся. Причем это уже третий референдум, который за время действия программы "Активные граждане – сильный муниципалитет" здесь проводят.
Два года назад в Ошибе провели референдум по устройству уличного освещения. Вечно темные улицы поселка наконец-то обрели фонари. Так население поверило, что программа работает, и их кровные сто рублей не пропадут зря. В марте 2012 года, одновременно с президентскими выборами, успех был закреплен – жители поселения проголосовали за строительство детских площадок и мостов на пешеходных дорожках.
"Мы выбираем самые больные для поселения вопросы, проводим анализ обращений граждан, – делится Калина секретами успеха. – Например, сейчас хотим заняться ремонтом внутрипоселенческих дорог".
Впрочем, чтобы заметить, что в поселке очень нужны хотя бы дорожные тротуары, особого анализа не требуется. После первого же дождя "внутрипоселенческие дороги" превращаются в месиво из грязи. А дожди идут здесь часто. Даже деревянные тротуары есть только на главных улицах.
После первого референдума удалось собрать 110 тысяч рублей. После второго – 100 тысяч. Население убывает, грустно констатирует Калина. Летом в Ошибе соорудили две новые детские площадки. Да вот беда: жители жалуются, что к аттракционам забредают коровы и собаки. Власти решили установить живую изгородь из кустов, но "анализ" показал, что ее будут глодать козы. Значит, нужно ставить нормальные ограждения, для чего снова нужны деньги – и значит, надо опять проводить референдум.
Сейчас в поселении живет 3982 человека. Бюджет Ошибского поселения – 21 миллион, из которых собственные доходы (налоги, НДФЛ, доходы от аренды) – всего около миллиона. Остальное – подушевое финансирование из бюджета края.
400 тысяч, которые после каждого референдума получает бюджет поселения, не лишние.
Свет провести некому
Заместитель Калиной "по всем вопросам", как он себя называет, Николай Лунегов с гордостью показывает новую площадку. "На одно только железо 90 тысяч ушло", – констатирует он, любуясь, как смеющиеся детишки крутятся на карусели.
Николаю 22 года, и это серьезный молодой человек – соседи говорят про него, что все детство и юность он сидел за книжками и "только сейчас на дискотеки стал ходить". Зато теперь на фоне пьющих сверстников Николай – перспективный жених.
Неподалеку от детской площадки живет воспитательница местного детсада Ольга. У нее самой трое детей, поэтому площадкой она очень довольна. Правда, жалуется она, к дому из-за грязи подойти очень трудно, а в грязном уличном туалете нет света. Сами же жители двухэтажного барака провести туда проводку не могут. "Мы лампочку сами купим, только проведите нам свет до туалета", – просит она Николая, встретив его на улице.
Ольгу возмущает, что власти требуют от нее не хранить дрова на улице – мол, это пожароопасно. Она уже получила предупреждение от местной прокуратуры, а в следующий раз обещают ей выписать штраф. "А где мне их хранить? Дровянника у меня нет! – возмущается она. – Постройте мне дровянник!"
На референдум, впрочем, идти все равно придется – она секретарь одной из избирательных комиссий. Да и заплатить 50 рублей она не против.
Собирать деньги приходится хитростью
В марте успешный референдум провели и в другом поселении Кудымкарского района – в Верх-Инве. Здесь гордятся, что это самое большое поселение района – кроме самого села Верх-Иньва, в нем еще 60 населенных пунктов. Правда, в этом и сложность: очень трудно убедить жителей отдаленных умирающих деревень, что в центре поселения нужно вырыть колодцы.
"В отдаленных лесных поселках привыкли, что работы по благоустройству берет на себя лесодобывающее предприятие. Предприятия давно загнулись, но с мыслью о том, что теперь самим надо платить за уличное освещение, детские площадки и дороги, здесь свыкнуться не могут", – рассказывает и. о. главы поселения Татьяна Савельева.
В марте на участки пришло много людей, потому что одновременно были выборы президента, и для избирателей отдаленных деревень были организованы автобусы до участков. Референдум состоялся. Но возникла еще одна проблема – собрать с каждого из 4200 жителей поселения по 100 рублей. Для этого человек должен сам прийти в администрацию и заплатить. Самые сознательные так и поступают, но таких единицы.
Платежи обязательны для всех – ведь решения референдума имеют статус местного закона. Тех же, кто платить не хочет, по идее можно привлечь к административной ответственности.
На деле же, признается Татьяна, ссориться с селянами чиновникам не с руки- подашь в суд, будет обида на всю жизнь.
"Ходим, уговариваем. Побираемся, можно сказать, – жалуется она. – Ну и, конечно, на хитрость идем". Когда селяне сами обращаются в администрацию за справкой, их заставляют "заодно" оплатить то, что они сами же приняли на референдуме.
Впрочем, после референдума 14 октября, на котором жителям Верх-Иньвы предлагалось скинуться еще по 50 рублей, от этих хлопот администрация будет освобождена: на участки пришло всего 42,5 процента избирателей, поэтому референдум не состоялся. "Но мы подумаем, может быть, еще раз попробуем референдум провести", – не сдается чиновница.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции