МОСКВА, 12 окт - РИА Новости. Самолет Черноморского флота России Бе-12 потерпел катастрофу в пятницу на западном побережье Крыма. Погибли три члена экипажа - командир, второй пилот и штурман, выжил только радист - он находился в хвостовой части самолета, единственной уцелевшей в этой катастрофе.
Авария произошла в пятницу вечером в районе аэродрома "Кача", в 50 километрах от Севастополя. "Кача" - это отдельный противолодочный вертолетный полк ВВС ЧФ, учебный центр летного состава ВВС ЧФ.
Бе-12 ("Чайка", по кодификации НАТО Mail) - противолодочный самолет-амфибия, поступает на вооружение авиации ВМФ России с 1960 года. Создан в ОКБ Бериева. На самолете установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.
На борту самолета, рухнувшего в Крыму, боекомплекта не было.
Предварительные причины
Самолет выполнял плановый тренировочный полет. Источник на аэродроме сообщил РИА Новости, что погода в районе поселка Кача была практически идеальной для полетов - солнечная, ясная, безветренная. Видимость составляла более шести миль, волнение моря составляло около 1 балла, сказал он.
Во время захода на посадку самолет завалился на левое крыло и рухнул. По предварительным данным, причиной крушения самолета-амфибии стал отказ левого двигателя. По словам источника в военно-следственных органах, это привело к тому, что экипажу не удалось во время захода на посадку попасть на взлетно-посадочную полосу. В результате машина рухнула рядом с взлетно-посадочной полосой и практически полностью разрушилась.
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил полетов или подготовки к ним (статья 351 УК РФ), сообщила пресс-служба Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ.
По данным ведомства, сейчас место крушения оцеплено. С наступлением светлого времени суток следователи приступят к его осмотру.
"Из воинской части изымается документация, в соответствии с которой выполнялся этот тренировочный полет. В ближайшее время планируется допросить технический персонал, участвовавший в подготовке самолета к вылету, а также должностные лица, руководившие полетом", - отмечает ГВСУ.
К месту аварии вылетел следователь-криминалист из военного следственного управления СК РФ по Южному военному округу. Предварительное следствие по уголовному делу продолжается. Военная прокуратура Южного военного округа начала проверку в связи с крушением самолета, сообщил РИА Новости официальный представитель военного ведомства.
Полеты самолетов типа Бе-12 прекращены до выяснения причин авиакатастрофы на Украине.
30 лет на службе
Разбившийся самолет находился на вооружении морской авиации Черноморского флота более 30 лет, сообщил РИА Новости источник на аэродроме "Кача".
Самолеты-амфибии Бе-12, ранее состоявшие на вооружении всех флотов ВМФ СССР и России, к настоящему моменту остались только в составе ЧФ.
Бе-12 был построен для замены летающей лодки Бе-6.
В 1969 году на базе этого самолета был создан поисково-спасательный самолет Бе-12ПС, а в 1976 году на вооружение был принят противолодочный гидросамолет Бе-12Н, на который поставили более совершенное поисковое оборудование.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с двухлонжеронным крылом типа "чайка"; лодка - двухреданная; крыльевые поплавки - неубираемые; шасси - трехопорное, с хвостовым колесом, убирается в фюзеляж.
Бе-12 стал первым отечественным самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями. На него устанавливались два ТВД (конструкции Александра Ивченко) с моторесурсом 4 тысячи часов. Двигатели оснащались автоматическими четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 метра. Для обеспечения жизнеспособности самолета при неработающих основных двигателях на Бе-12 установлены вспомогательные ГТД АИ-8.
Боевая нагрузка самолета составляет 4-5 тонн на четырех узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-миллиметровые торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.
Бе-12 предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении от мест базирования до 500 километров.
Для поиска подлодок самолет имеет размещенную в носовом обтекателе радиолокационную станцию, а в хвостовой штанге, вынесенной для устранения помех за хвостовое оперение, датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка разведывательного оборудования, в частности, аэрофотоаппаратов.
За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.
Хроника
В этом году произошло несколько катастроф с военными самолетами. Так, 6 сентября истребитель МиГ-29 разбился в районе аэродрома "Домна", в 27 километрах юго-западнее Читы. Пилот погиб. Боекомплекта на борту самолета не было. Крушение самолета произошло на четвертой минуте полета при выполнении пилотажа на малых высотах.
В Чехии 23 мая во время посадки на аэродроме "Часлав", находящемся в 75 километрах от Праги, у самолета воздушного наблюдения и аэрофотосъемки Ан-30 подломилась передняя стойка шасси, машина ткнулась носом во взлетно-посадочную полосу, выкатилась за ее пределы на 200 метров и загорелась. Самолет выполнял полеты в рамках миссии наблюдателей "Открытое небо". На борту Ан-30 находились 23 человека - 14 российских и девять чешских офицеров. В аварии пострадали пять российских военнослужащих и чешский офицер.
В феврале этого года произошли две аварии - 28 февраля в 130 километрах северо-восточнее Комсомольска-на-Амуре разбился многофункциональный истребитель Су-30. ЧП произошло во время испытательного полета Су-30, принадлежащего самолетостроительному заводу в Комсомольске-на-Амуре. Оба летчика успели катапультироваться, один из них получил легкие травмы. Тринадцатого февраля фронтовой бомбардировщик Су-24 разбился в Курганской области во время выполнения плановых полетов. Самолет упал в Сафакулевском районе на берегу озера Большой Кашкуль в 90 километрах от аэродрома "Шагол" на лесистую местность, на земле жертв и разрушений не было. Штурман и командир катапультировались.