Все разумные зрители давно заметили, что наше ТВ предпочтительнее смотреть ближе к полуночи и дальше по часовой стрелке до первых петухов. Именно в это время на главных федеральных каналах появляется что-то осмысленное, содержательное – будь то сериалы, или документальные фильмы, или просто достойные художественные картины.
…Так ведь, если оглянуться, то обнаружим, что это наша традиция. И завелась она еще при советской власти. И началась она с двух программ – "До и после полуночи" (март 1987-го) и "Взгляд" (октябрь того же года).
Так уж повелось, и все потому, что считается: ночной зритель – наиболее индивидуализированный, вдумчивый, и к тому же – наиболее политизированный.
Юбилей первой полуночной программы общественность не заметила, а юбилей второй – на днях – отметила спецвыпуском ток-шоу на Первом "Сегодня вечером".
Безотносительно того, как ее отметили, такая дата – повод подумать о значении того телесобытия в истории отечественного телевидения. А вместе с тем – и повод задаться вопросом: почему "Взгляд" при таком ошеломительном успехе столь быстро потух?
Потух почти сразу после того, как сбылись мечты создателей проекта – свобода слова и крушение большевистского режима.
***
Знающие люди, авторитетные эксперты полагают, что "Взгляд" безусловно стал вехой в развитии всего телевидения. Что с его началом закончилась эра несвободного ТВ, и во всю мощь своего голоса заговорила "улица безъязыкая". Притом в прямом эфире.
Это "из области балета", то есть по части формы. Молодые ведущие – симпатичные, раскованные, со знанием иностранных языков. Чтобы быть ближе к народу – интерьер, отстроенный в студии под кухню, которая в те годы стала символом свободомыслия. Эксклюзивные гости, импортные клипы, живая рок-музыка…
Но ведь на эти годы приходится и перелом в развитии общественно-политической жизни. И решающую роль в этом, как полагали и полагают иные наблюдатели, сыграла информационно-музыкальная программа "Взгляд".
"Программа, которая изменила ход страны. Ее участники творили историю", – говорил шоумен Малахов.
На сей счет были и другие мнения. Одно высказал несколько раньше руководитель "Взгляда" Анатолий Лысенко, который, к слову, отсутствовал на этом празднике. Он в одном из интервью сказал ровно обратное: не "Взгляд" творил историю; история вызвала к жизни "Взгляд".
"Время его создало. Оно же потом его и убило", – таков был вердикт главы создаваемого сейчас Общественного телевидения.
За круглым столом в студии обозначились углы. Сначала достаточно тупые, затем – и довольно острые.
Во-первых, несколько разошлись мнения и свидетельства очевидцев относительно того, кто непосредственно первым сказал "Э…".
Об этом давно идет спор. Кто-то говорит, что придумали программу Кира Прошутинская и Анатолий Малкин… "Нет, говорят другие, они просто работали над первыми ее выпусками, а сама идея была спущена сверху, из ЦК, непосредственно Александром Николаевичем Яковлевым".
Фамилия эта прозвучала из уст Эдуарда Сагалаева, тогдашнего, насколько помню, руководителя программы "Время". Фигура покойного Яковлева с некоторых пор стала чем-то вроде красной тряпки для профессиональных патриотов. Он для них – злой гений Горбачева и иностранный агент влияния. С ними обоими связываются события 90-х годов. Это они разрушили нерушимый Советский Союз.
Тут вступил бывший осветитель и ассистент режиссера на "Взгляде", затем – рулевой "Музобоза", а ныне – рулевой "Кинообоза" Иван Демидов. Он внес ясность не в вопрос, кто первым сказал: "Э", а в вопрос, зачем, с какой целью был открыт "Взгляд"?
Правда, не столько прямо и конкретно ответил, сколько намекнул, для чего был создан такой "Взгляд" и сколь разрушительным он оказался: "Создать такое оружие и поставить во главе совершенно безбашенных парней, которые очевидно сметали все старое. При этом им сказали: "Вы только про новое ничего не говорите. Как будет новое выглядеть – это потом. Вы снесите. И мы со всей дурью сносили все с огромным удовольствием". (Бурные аплодисменты).
После такого "тоста" стало непонятно, что еще целый час они там праздновали? Собственную "дурь"? Свои подвиги на ниве "разрушения великой страны"?
Углы "круглого стола" обострились еще раз, когда господин Малахов пригласил в студию уцелевших детей из памятной семьи Овечкиных и стал лезть к ним в душу. В этот момент некомфортно себя почувствовал Александр Любимов: его позвали на день рождения, а тут – поминки. Он сказал что-то жесткое Малахову. Тот возмутился: он ведь себя на этой программе продавал телезрителям как прямого наследника "Взгляда". А тут… какое-то неудовольствие, в котором проглядывала неблагодарность гостей.
Впрочем, то была несерьезная размолвка: милые бранились – только тешились. В данном случае, на радость телезрителям.
***
Предположим, что "Взгляд" был действительно "дурью", а взглядовские журналисты – слепыми орудиями в руках врагов России. Тогда вопрос, отчего эту "дурь" смотрело столько народу в стране Советской, так и остался без ответа. И отчего сегодня в эфире нет ничего равного ей по востребованности?
Мой ответ: просто в конце 80-х советская власть достала всех и всем надоела. Неприятие ее стало общенациональной идеей. И, прав все-таки, Лысенко, а не Демидов: "Нам всем повезло, очень повезло, что мы оказались в нужное время и в нужном месте".
С кончиной советского режима термоядерный электорат программы раскололся, раздробился. Раскололась и команда ее, и так основательно, что иные из ее членов до сих пор не здороваются друг с другом.
А что в нынешнем телевидении осталось от славного когда-то "Взгляда"? Жалкая, но пафосная пародия на него – "Пусть говорят". И не случайно ее ведущий Андрей Малахов стал тамадой на юбилейном торжестве "Взгляда".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции