Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
На экраны выходит полнометражный анимационный фильм Тима Бертона "Франкенвини". Сказочник неожиданным образом поднимает тему всеобщего невежества, сетует на то, что сегодня люди боятся задавать вопросы и не хотят ничего знать. А также возвращается к себе раннему – бескомпромиссному художнику, который не собирается слепо доверять мнению взрослых.
Старый, недобрый Бертон
"От режиссера "Алисы в стране чудес"!" – так зазывают афиши на новый фильм Тима Бертона. Понятно желание прокатчиков напомнить зрителю про ту картину режиссера, которая заработала больше миллиарда долларов, но на самом деле новый черно-белый кукольный фильм великого и ужасного сказочника гораздо ближе студенческому произведению Бертона под названием "По следам монстра-сельдерея".
Тот душераздирающий сюжет про дантиста-садиста и его помощника-монстра Бертон снял во время учебы в Калифорнийском институте искусств, в 1979 году. Каким-то образом фильм попал на глаза боссов студии Disney. Они пригласили его создателя на работу, о чем, видимо, впоследствии неоднократно пожалели. Как ни старался Бертон, диснеевские белоснежки и белочки из-под его пера выходили не слишком жизнеутверждающие: "Я не мог даже сымитировать этот стиль. Мои лисы выглядели так, словно попали под машину".
В 1984 году Тим Бертон решил больше не скрывать своего истинного призвания и снял короткометражный фильм "Франкенвини" – про собачку, которая попала-таки под машину, и мальчика, который оживил своего погибшего пса. Руководство Disney картину не оценило, сочло ее совсем недетской, очень мрачной, режиссер оскорбился и покинул студию.
С тех пор он не раз возвращался в Disney, снова уходил, потом снова возвращался. В последнее время, впрочем, Бертон, научился имитировать стиль, снял несколько крепких, пригодных для семейного просмотра, довольно успешных картин. К ужасному разочарованию истинных поклонников его мрачноватой эстетики и черного юмора.
Новый "Франкенвини" – это не только развитие старой короткометражки, в основе которой лежат детские ощущения режиссера и за которую 26 лет назад его выгнали со студии. Это еще и возвращение к старому, своеобразно доброму, очень смешному и совершенно бескомпромиссному Бертону.
Киноосень-2012: "Франкенвини" и Рената Литвинова >>
"Люди стали бояться задавать вопросы"
Десятилетний изобретатель Виктор Франкенштейн предпочитает бейсболу естественнонаучные опыты на чердаке своего дома. Его единственный верный приятель бультерьер по кличке Спарки погибает под колесами автомобиля. Не в силах справиться с утратой, Виктор решает с помощью науки оживить его.
Понятно, что "Франкенвини" прежде всего – дань всем тем классическим хоррорам 50-х и 60-х, на которых рос сам Бертон и к которым в своем творчестве обращался не раз.
Песик Спарки, оживленный Виктором, с двумя болтами в шее похож на монстра Франкенштейна из фильма 1931 года, а соседская пуделиха Персефона своей седой прядкой в прическе напоминает персонажа фильма "Невеста Франкенштейна".
Тема взаимодействия мира живых с миром мертвых тоже характерна для Бертона – начиная от "Кошмара перед рождеством", снятого по его сценарию, и "Трупа невесты" и заканчивая последними "Мрачными тенями".
Но раньше герои Бертона попадали в потусторонний мир с помощью колдовства, а в "Франкенвини" волшебство происходит, благодаря научному эксперименту.
Бертон высказывает в этом детском мультфильме совсем не тривильную для сказочника мысль: "Люди стали бояться задавать вопросы, им больше не нужны знания".
Слова о наступающем всеобщем невежестве вложены в уста учителя физики по фамилии Закрюкский. Очевидно, это один из самых важных героев режиссера – Бертон наделяет его внешностью своего любимого актера Винсента Прайса ("Муха", "Безумный фокусник", "Эдвард Руки-ножницы"). В американском варианте Закрюкский говорит с сильным восточно-европейским акцентом голосом известного актера Мартина Ландау.
Этого учителя, который вбил в умы школьников вредный интерес к научным исследованиям, разгневанные родители изгоняют из города: "Наши дети стали задавать вопросы о том, чем мы вообще никогда не слышали!".
Покидая старый добрый Нью-Холланд, Закрюкский говорит своему лучшему ученику Виктору: "Ты станешь настоящим ученым, но люди больше не любят ученых, потому что не хотят знать ответы".
Детям после 12
Возможно, идея о грядущем торжестве обскурантизма еще совсем недавно звучала бы в довольно трогательном детском мультфильме о дружбе мальчика и собачки не столь отчетливо. В "Франкенвини" есть множество забавных героев, сюжетных линий и историй.
Но ни оживший хомяк Колосс, ни странная девочка с котом-предсказателем или другие очень забавные одноклассники Виктора, ни мрачное кладбище, ни даже хорошая и полезная мысль о том, что результат любого дела зависит о того, сколько любви ты туда вложишь, не производят такого впечатления, как слова, которые сказал папа Виктора.
Сначала он, конечно, пришел в ужас от того, что его сын преступил грань дозволенного и оживил мертвую собаку, а потом признался: "Не всегда стоит слепо доверять мнению взрослых".
Именно эти слова я сказала своему собственному 7-летнему сыну, когда, выйдя в полном восторге из кинозала, он спросил: "Мам, а почему там было написано "Фильм предназначен детям, достигшим 12 лет"?".
На самом деле я знаю почему: просто взрослые очень боятся, что дети спросят у них что-то такое, о чем они не имеют никакого представления и даже знать не хотят. А Тим Бертон – художник, который по-прежнему задает вопросы. Но теперь это считается, по-видимому, информацией, которая "причиняет вред здоровью и развитию" детей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции