Материал подготовлен для портала РИА Новости >>
23 января 1924 года из Горок в Москву привезли тело вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Паровоз У-127, к которому был прицеплен траурный вагон, - детище Путиловского завода. Впервые он встал на рельсы в 1910 году, а спустя 20 лет оказался на вечной стоянке. Именно этому красному паровозу-катафалку и суждено было стать первым памятником железнодорожной технике в нашей стране.
У-127 - это 900 лошадиных сил и предельная скорость в 105 километров в час. Ему уже более века, но он до сих пор выглядит как новенький. И не потому, что уже давно никуда не ездит, а потому, что к нему особое отношение.
"За ним всегда присматривали, тщательно ухаживали, - рассказывает главный хранитель фондов Музея железнодорожного транспорта МЖД Ирина Руднева. - А в 1930-е годы он был поставлен на вечную стоянку у Павелецкого вокзала. Примечательно, что во время Великой Отечественной войны этот поезд, как и тело Ленина, эвакуировали в Тюмень".
Чтобы народная тропа к нему не зарастала, для локомотива, как и для вождя, соорудили что-то наподобие мавзолея. В первые послевоенные годы это был небольшой деревянный павильон рядом с Павелецким вокзалом, а к столетию Ильича в 1970 году открыли целую экспозицию "Траурный поезд Ленина". Именно на ее базе в конце 1990-х и был сформирован Музей железнодорожного транспорта Московской железной дороги. Спустя 14 лет на Павелецком вокзале уже появилась целая площадка под открытым небом "натурной техники". Сейчас здесь 70 экспонатов.
Кинозвезда "Овечка"
Паровоз серии "О" - то есть "основной" - бесспорно, отдельная гордость площадки под открытым небом. Этой "овечке" - так локомотив любовно называли машинисты - более ста лет. Она прослужила железной дороге дольше других и была отправлена на пенсию лишь в конце 60-х годов прошлого века.
"На ней была вывезена, если можно так сказать, вся Гражданская и Великая Отечественная война. Впрочем, потом "Овечка" еще долго оставалась незаменимой, - говорит заместитель директора музея Владимир Витвицкий. - Кстати, во время военных действий, лишь паровозы этой серии могли одеть в броню. Если вы видите бронепоезд в фильме о Великой Отечественной или Гражданской, то имейте в виду - это может быть только она".
Музей главного киноконцерна страны >>
"Овечка" - до сих пор кинозвезда. Для съемок художественного фильма "Край", вышедшего на экраны в 2010 году, РЖД предоставили режиссеру картины Алексею Учителю настоящие старинные паровозы. Локомотив, который герои фильма Эльза и Игнат назвали немецким именем Густав - та самая "Овечка". Этот паровоз, выпущенный Невским заводом в 1905 году, до сих пор на ходу.
"Железный Феликс" и шарашкина контора
ФД, то есть "Феликс Дзержинский", принято считать культовым советским паровозом. Он свидетель и герой индустриализации нашей страны. Годы первых пятилеток потребовали мощную машину для перевозки большого количества тяжелых грузов: леса, угля, металла, станков. ФД изображали на открытках, почтовых марках, снимали в документальных фильмах. "За основу был взят американский опыт создания тяжелых паровозов, - рассказывает Витвицкий. - И поскольку работу нужно было завершить быстро, процесс шел под контролем НКВД".
"Железного Феликса" инженеры придумали в так называемой шарашке. Это жаргонное название секретных НИИ и КБ, подчиненных в то время НКВД, в которых трудились заключенные инженеры. На языке самих чекистов шарашки именовались "особым техническим" или "особым конструкторским бюро".
Первый "Феликс" встал на рельсы уже в1931 году. Через 20 лет "Федю" - так его называли машинисты - отправили в Китай в качестве гуманитарной помощи. "Китайской Народной Республике мы передали почти тысячу таких паровозов. По нашим железным дорогам они прекратили ходить к концу 50-х. Все-таки "Федя" был излишне тяжелый и прожорливый. К примеру, на 100 километров для него требовалось в качестве горючего 15 тонн угля", - поясняет Витвицкий.
Теплушка и одноразовый трофейный паровоз
Среди представленных в музее экспонатов есть и легендарная отечественная теплушка. Ближайший ее "родственник" и предшественник - столыпинский вагон, специальное средство для перевозки заключенных, появившееся в 1908 году. В это время министром внутренних дел царской России был видный государственный деятель Петр Столыпин - отсюда и необычное прозвище вагона.
Теплушкой же его прозвали потому, что транспортное средство обивали изнутри войлоком и отапливали печкой-буржуйкой. Еще в вагоне были нары и так называемая солдатская доска, за которую держались, чтобы не упасть, когда в летнюю жару двери вагона были открыты.
Теплушку можно считать универсальным средством передвижения. В ней перевозили не только людей, но и различные хозяйственные грузы, а также животных - поэтому в народе ее называли еще и "скотский" вагон.
Магазин-музей с революционным прошлым >>
Есть среди "натурной техники" и трофейный немецкий одноразовый паровоз. По задумке германских инженеров такие предназначались исключительно для военных походов и должны были служить до первой поломки. "Когда такой паровоз попадал под обстрел или просто случалась поломка, его просто сбрасывали с насыпи", - пояснил Витвицкий.
Но добытые в качестве трофеев эти немецкие паровозы были отремонтированы на наших заводах и еще долго оставались в строю. Как и многие другие поезда, они попали в качестве экспонатов в Музей железнодорожного транспорта, где собрано 70 уникальных транспортных единиц. Причем среди диковинок нет ни одной бутафорской машины - все они на ходу и хоть завтра готовы снова выйти в путь.
Елена Косова