МОСКВА, 4 окт - РИА Новости. Рост использования альтернативных способов оплаты услуг ЖКХ позволит сократить издержки поставщиков на уведомление абонентов и в перспективе положительно скажется на конечных тарифах, считают участники круглого стола, прошедшего в РИА Новости.
На сегодняшний день помимо традиционных способов оплаты коммунальных услуг в отделениях банков или на "Почте России" активно развиваются современные сервисы - с помощью электронных денег, платежных терминалов, на сайте поставщика или с помощью банковской карты.
По мнению начальника управления по работе с регионами "Газпром межрегионгаза" Павла Остроушко, сокращение издержек на рассылку счетов и уведомлений в перспективе приведет к снижению тарифов для конечных пользователей.
"Сегодня у нас более 30 миллионов пользователей газа, каждый месяц мы тратим 100 миллионов рублей только на то, чтобы распечатать и доставить квитанции, - сказал он. - Если добавить накладные расходы, налоги, зарплаты выходит около 200 миллионов рублей, то есть только 2 миллиарда рублей в год мы тратим только, чтобы доставить квитанцию. Если эта сумма не будет включаться в тариф, мы меньше будем платить".
Кроме того, упрощение процедуры оплаты для граждан позволит поставщикам проще и быстрее получать деньги и, в том числе, решить проблему с задолженностями по услугам ЖКХ, считает Остроушко.
При этом регионы не отстают в развитии альтернативных способов оплаты от столицы при равных условиях доступа к сети интернет или платежным терминалам.
"Мы видим, что люди не отторгают возможность платить альтернативными способами, просто им не хватает информации, как это можно делать, - рассказал вице-президент "Киви банка" Александр Меликьян. - Только за восемь месяцев 2012 года оборот по услугам ЖКХ в нашей системе вырос на 70% к прошлому году".
Одной из возможностей ухода от бумажных счетов может стать оплата услуг ЖКХ с помощью электронного портала госуслуг.
Для оплаты счетов гражданину достаточно зарегистрироваться на портале, выбрать поставщика услуг ЖКХ, лицевой счет, и счета будут автоматически приходить в личный кабинет, рассказал руководитель направления отдела реализации проектов департамента федеральных программ "Ростелекома" , занимающегося развитием портала, Андрей Буланов.
Для оплаты в личном кабинете пользователь может выбрать один из удобных для него способов - от списания со счета мобильного телефона до оплаты банковской картой.
"Сегодня на портале доступна оплата услуг более 40 поставщиков, это открытая система", - рассказал Буланов.
Что сдерживает
Однако сдерживающим фактором для развития альтернативных способов оплаты на сегодняшний день остается нормативно-правовое регулирование. При всем удобстве, например, sms-уведомлений или электронных писем, бумажный счет по-прежнему наиболее правомерный документ.
"Минкомсвязь РФ будет выходить с инициативой, чтобы альтернативные способы уведомления гражданина сделать эквивалентным бумажной квитанции, - рассказал Буланов. - Если вы согласны получать уведомления о счетах на портале, квитанцию в почтовый ящик можно уже не бросать".
Кроме того, не до конца остаются неурегулированными комиссии контрагентов за прием платежей. По словам Меликьяна, для того, чтобы альтернативные способы платежей могли развиваться, комиссия должна быть ниже или равна комиссии при оплате в офисе крупного банка - до 2%.
Однако размер комиссии зависит от поставщика слуги, который может предусмотреть возможность вознаграждения банку или платежной системе или переложить ее на клиента. За сохранение комиссии для населения, в частности, выступает Федеральная антимонопольная служба, так как это стимулирует банки и платежные системы конкурировать между собой в части процентной ставки за сбор платежей, добавил Меликьян.