МОСКВА, 4 окт - РИА Новости. Астрономы, работающие с космическим телескопом "Спитцер", представили наиболее точное в истории астрономии измерение постоянной Хаббла - скорости расширения Вселенной, говорится в сообщении Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.
Американский астроном Эдвин Хаббл в 1920-х годах доказал, что Вселенная с самого момента ее "рождения" расширяется с некоторой скоростью - постоянной, которую назвали его именем. В конце 1990-х годов ученые выяснили, что на самом деле эта скорость со временем увеличивается. Ее значение, необходимое, например, для уточнения возраста Вселенной, ученые ранее оценивали, в частности, с помощью телескопа "Хаббл".
Как отмечается в сообщении, "Спитцер" смог улучшить результат "Хаббла" почти в три раза и снизил неопределенность оценки до 3%, что представляет собой "гигантский скачок в точности космологических измерений".
По новым данным "Спитцера", значение постоянной Хаббла составляет 74,3 плюс-минус 2,1 километра в секунду на мегапарсек. Это означает, что две галактики, разделенные расстоянием в один мегапарсек, или примерно 3 миллиона световых лет, разлетаются со скоростью около 74,3 километра в секунду.
Исследователи, статья которых опубликована в Astrophysical Journal, во главе с автором предыдущего "замера" Венди Фридман (Wendy Freedman) из обсерватории Научного института Карнеги использовали преимущества инфракрасного "Спитцера" перед "Хабблом", работающим в видимом диапазоне. "Спитцер" наблюдал в общей сложности около 90 цефеид в Млечном пути и соседнем Большом Магеллановом облаке.
Цефеиды - переменные звезды особого класса, период изменения блеска которых прямо связан с их светимостью. Сравнивая наблюдаемую яркость цефеиды с рассчитанной на основе периода "настоящей" яркостью, ученые могут оценить расстояние до звезды, которая таким образом служит своеобразным "маяком".
"Спитцер" позволил ученым более точно оценить наблюдаемую яркость цефеид и, следовательно, расстояние до них, а затем и уточнить значение постоянной Хаббла. По словам Фридман, "еще лет десять назад слова "точность" и "космология" в одном предложении казались невозможными... а теперь мы говорим о точности в несколько процентов, это поразительно".