Рейтинг@Mail.ru
Весь этот советский джаз... - РИА Новости, 01.10.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Весь этот советский джаз...

Читать ria.ru в
Дзен
Сегодня у советского джаза - юбилей. 1 октяброя 1922 года в Москве состоялся первый джазовый концерт. "Музыка толстых", как в свое время окрестил джаз Максим Горький, была не так уж далека от простых советских слушателей, как может показаться на первый взгляд.

У советского джаза сегодня – юбилей. "Музыка толстых", как в свое время окрестил ее Максим Горький, была не так уж далека от простых советских слушателей, как может показаться на первый взгляд. Первые джаз-бэнды 1920-х развлекали публику танцевальными мелодиями родом из Европы, в 1930-е Дунаевский и Утесов создали по-настоящему советский народный джаз, который помогал слушателям "жить и строить" не хуже гимнов и маршей, а военные песни середины 1940-х в исполнении колесивших по фронтам оркестров Александра Варламова, Александра Цфасмана, Николая Минха и того же Утесова были серьезным оружием в борьбе с захватчиками. Многие из тех песен, например, "Темная ночь" Богословского до сих пор живут не только в песенном варианте, но и как инструментальные джазовые композиции…

Есть у музыки и почти официальная дата рождения – 1 октября 1922 года, когда вернувшийся из Парижа музыкант Валентин Парнах дал со своим оркестром первый в СССР джазовый концерт.

Начало

Джазовая музыка появилась в Советском Союзе параллельно с ее расцветом в Америке в первой половине 1920-х годов. Жаль, что почти не осталось ни нотных записей, ни пластинок тех лет, позволивших бы нам услышать, как появлялся настоящий советский джаз, но, очевидно, его "родителями" были американские и немецкие фокстроты и чарльстоны, сводившие с ума довоенную Европу.

Родиной советского джаза в каком-то смысле стал Париж, где в июле 1921-го года в модном кафе "Трокадеро" Валентин Парнах впервые услышал "Джазовых королей Луиса Митчелла".

Поэт, переводчик, танцор и музыкант, который несколько лет прожил во французской столице и вращался в богемных кругах, был так поражен услышанным, что отправился на родину знакомить с новым искусством советских слушателей. В Европе он закупил все необходимое - банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин и всевозможные диковинные шумовые инструменты. В августе 1922-го года газета "Известия" сообщала о его прибытии: "В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в Берлине, Риме, Мадриде, Париже". В октябре Парнах дал свой первый концерт, состоявшийся на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже — ГИТИС) в Малом Кисловском переулке.

Чуть позже к джазу обратились группа "ПЭКСА", состоящая из консерваторских музыкантов и ленинградский ансамбль Эдуарда Корженевского. Слова одного из пионеров советского джаза Генриха Терпиловского, сказанные о "ПЭКСА", можно применить ко всему начальному периоду советского джаза: "это был еще не джаз, но смелый новаторский эксперимент на пути к джазу".

Когда в 1927-м году появились оркестр под управлением Александра Цфасмана ("АМА-джаз") в Москве и почти одновременно с ним - оркестр под управлением Леопольда Теплицкого в Ленинграде, можно сказать, что в СССР возник свой профессиональный джаз.

Там же, в Ленинграде, была создана "Ленинградская джаз-капелла" Георгия Ландсберга и Бориса Крепышева, которые первыми ввели в репертуар джазовых ансамблей, в те годы исполнявших все больше зарубежные симфонические произведения и блюзы, советский репертуар – музыку сочинения Алексея Животова, Генриха Терпиловского, Николая Минха.

Теа-джаз

Одним из самых светлых периодов джаза стали тридцатые, когда в стране появился ансамбль "Теа-джаз", придуманный в 1929-м году артистом Ленинградского Театра Сатиры Леонидом Утесовым и трубачом Яковом Скоморовским, который впоследствии создал собственный оркестр.

 

Основанный на смеси музыки и театра, оперетты и зрелищных номеров, "Теа-джаз" был настоящим советским джазом, таким, что и вдохновлял, и развлекал, и воспитывал.

Его легкое эстрадное настроение с национальным колоритом (так, творческая дружба с Исааком Дунаевским принесла оркестру знаменитые джазовые "рапсодии" -  обработки русских, украинских и еврейских песен) прижились и на экране, и в жизни. Чего стоит хотя бы знаменитая комедия Григория Александрова "Веселые ребята" 1934-го года, героем которой был пастух-музыкант Костя Потехин (в исполнении Утесова), ненароком ставший сенсацией в Московском мюзик-холле и возглавивший джазовый оркестр.

И хотя назвать картину "Джаз-комедией" создателям так и не разрешили, "Правда" тогда безапелляционно писала: "Нам нужен джаз, и никто не позволит буржуазным эстетам и их покровителям гнать его с эстрады".

Музыка о двух концах

И все же у советского джаза – непростая судьба, а в его отношениях с властями бывали и светлые периоды, когда пресса радостно постановляла "Джаз нам нужен", и темные, когда само слово оказывалось вне закона.  Особенно быстро отношение в джазу стало меняться с началом "холодной войны", когда из оборота негласно "изъяли" даже само понятие, и сделали из него "музыку порабощения и духовной нищеты".

Кстати, едкому определению – "музыка толстых" - мы обязаны  Максиму Горькому: говорят, что на Капри пролетарского писателя сильно одолевали несущиеся отовсюду легкомысленные танцевальные ритмы, так что в конце концов он разразился грозной статьей в "Правде", одарив джаз массой весьма образных эпитетов. Вот отрывок из той статьи:

"Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом".

В настороженности по отношению к джазу, что спустя пару десятилетий вылилось в открытое неприятие, не было  ничего странного – сами корни джаза и его философия, как бы власти ни старались приспособить эту музыку под собственные нужды, выдавала ее с головой. Появившийся в черных кварталах Нового Орлеана, джаз вроде бы был близок советской идеологии, но в то же время оказывался модой "родом из загнивающей Европы" – парадокс, который на территории СССР никогда так и не был разрешен.

***

Но несмотря на официальную позицию властей джаз жил и пел. 1 октября 1956 года был создан "концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема", сейчас известный как самый "долгоиграющий" оркестр в мире. А среди современных нам джазменов всем известно имя Георгия Гараняна, начинавшего вместе с тем же Лундстремом.

Олег Лундстрем: "Надо любить музыку, именно саму музыку, и тогда все остальное придет само собой. В свое время обретутся и слава, и востребованность, потому что только бескорыстное служение музыке оставляет след в истории".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аудиоматериалы предоставлены ФГУП "Фирма "Мелодия"

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала