27 сентября в пресс-центре РИА Новости прошло ток-шоу "Родительское собрание" на тему "Для чего учатся наши дети — ради ЕГЭ или знаний?"
В рамках проекта "Школа.Live" состоялось очередное ток-шоу — на этот раз с участием родителей, которые задаются вопросом, не сложилась ли в школе ситуация, когда детей натаскивают на сдачу ЕГЭ в ущерб реальным знаниям. Ведущей ток-шоу стала Тутта Ларсен, в студию пришли родители, выпускники, преподаватели московских школ, а также эксперты — проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович, учитель истории московской гимназии №1543 Алексей Кузнецов и руководитель агентства "Ваш репетитор" Сергей Кузнецов. Государственную позицию представлял Директор бюджетного учреждения "Московский центр качества образования" Алексей Рытов.
Стенограмма дискуссии
Тутта Ларсен: Здравствуйте, меня зовут Тутта Ларсен. Добро пожаловать, присоединяйтесь к нам. В прямом эфире проект "Школа LIVE" радиостанции "Эхо Москвы" и газеты "Московские новости" при поддержке РИА Новости. Сегодня у нас родительское собрание, и тему мы задали такую: "Ради чего учатся в наши дети – ради ЕГЭ или ради знаний". На самом деле эту тему задали вы, уважаемые родители. Поскольку мы выбрали ее в результате голосования на сайтах "Эхо Москвы" и "Московских новостей", и РИА Новости. На всех этих ресурсах вы сейчас можете наблюдать прямую трансляцию нашего ток-шоу. Так же она идет на сайте крупнейшего учительского сообщества завуч.инфо (zavuch.info), где зарегистрировано около 260 тысяч педагогов. И обсуждать сегодня эту тему мы решили со всех сторон вместе с родителями, с учениками средних школ, с экспертами, с представителями Департамента образования Москвы. И позвольте, я представлю вам наших сегодняшних экспертов. У нас сегодня в гостях Григорий Канторович - проректор высшей школы экономики, Алексей Кузнецов – учитель истории московской гимназии №1543, Сергей Кузнецов – руководитель агентства "Ваш репетитор", Алексей Рытов – директор государственного бюджетного учреждения "Московский центр качества образования". И здесь очень много родителей, которые пришли поговорить с нами об этой довольно животрепещущей теме. Хотела их них представить вам Каролину Витальевну Солоед, доцент кафедры психоанализа Института практической психологии и психоанализа и мама двоих детей, 22 и 7 лет. И Романа Авдеева, который помимо того, что он банкир, еще и является отцом 23 детей, 19 из которых – приемные. Ну и конечно, всех остальных мам и пап, которые имеют возможность участвовать в нашей дискуссии, а так же с нами на прямой связи школа №1252. Алло, ребята, вы нас слышите?
Ю. Зодиев: Добрый вечер, Тутта. Добрый вечер студия. Сегодня мы ведем наш прямой эфир из школы 1252 им. Сервантеса и готовы включиться в дискуссию в любой момент.
Тутта Ларсен: Как говорят в школе Сервантеса? Буэно?
Ю. Зодиев: Буэнас тардес, наверное, говорят в школе Сервантеса. Я хотел бы представить людей, которые помогут мне вести наш диалог. Это директор школы – Ирина Владимировна Анурова и заместитель директора школы – заслуженный учитель РФ Марина Григорьевна Полисар. Ждем вопросов.
Тутта Ларсен: Спасибо огромное. Мы обязательно дадим вам слово. Но для начала я предлагаю всем нашим зрителям и гостям посмотреть сюжет.
Видеосюжет:
По данным Рособрнадзора, в 2012 году тест ЕГЭ написали 780 тысяч выпускников, из них 25 тысяч экзамен не сдали и не получили в этом году аттестаты. По итогам госэкзамена 90% выпускников стали абитуриентами. Но по данным Министерства образования уже после первого семестра 5-10% студентов отчисляют, а почти четверть первокурсников получают одну двойку в сессию. Как утверждает руководитель Центра оценки качества образования Галина Ковалева, в российских школах учеников готовят к сдаче тестирования, но не учат в дальнейшем практически применять полученные знания, решать на их основе житейские задачи. Результаты исследования показали, что российские подростки не умеют брать из текстов нужную информацию и интерпретировать ее. А так же решать задачи, которые выходят за рамки привычной школьной программы. Понимая это, дети и родители уходят от школьной системы и ищут другие пути. Все больше старшеклассников не посещают классные занятия. Вместо этого они занимаются с репетиторами и самостоятельно готовятся по индивидуальным программам. По словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в крупных городах каждый третий школьник находится в фактическом экстернате, а репетиторство занимает 80% рынка образовательных услуг. Одно полуторачасовое занятие с репетитором в Москве в среднем стоит 1500-2000 рублей. Родители с высоким уровнем дохода часто отправляют своих детей в зарубежные школы. Годовая стоимость обучения, например, в США обойдется от 4 до 40 тысяч долларов в год, в Канаде от 14 до 45 тысяч евро, а в Великобритании от 25 до 41 тысячи евро.
Тутта Ларсен: Ну что ж, самое время начать наше родительское собрание, и да простят меня уважаемые эксперты и педагоги, я здесь сегодня присутствую не только как телеведущая, но и как мама первоклассника. И, наверное, я бы все-таки дала сначала высказаться родителям, поскольку не все из нас уже прошли подготовку к ЕГЭ и собственно сам ЕГЭ. И для нас, наверное, вообще процесс обучения в школе, в сегодняшней школе, не только радостный и многообещающий, но и пугающий. Многие какие-то существуют мифы, и всевозможные вопросы наверняка накопились у родителей, поэтому мне бы хотелось сначала дать слово вам. Вы сейчас посмотрели сюжет, в котором было сказано о том, что вот такая статистика. С одной стороны, радостная. 90% выпускников поступают в ВУЗы. С другой стороны, жутковатая, потому что 10% детей вообще не получают аттестат, получают двойки по ЕГЭ. И вот есть такое мнение, что дети, когда учатся именно в процессе подготовки к ЕГЭ в этой системе школьного образования, они дальше в жизни не могут эти знания применять и самостоятельно дальше образовываться. Какие у вас, у родителей, ощущения на этот счет? Ваш личный родительский опыт показывает – ваши дети сегодня получают нужные им знания в жизни? Умеют ли они учиться после того, как они учатся в школе? Кто хочет высказаться? Будьте добры.
Анна Марченко: Добрый вечер. Анна Марченко, мама двоих детей,4 и 8 класс. Как ни странно, старшая меня не беспокоит совсем, потому что она учится в прекраснейшем месте, в лицее на Донской, и там все в порядке, их учат думать. Но меня беспокоит то, что с самого начала, с самого раннего возраста малышей начинают натаскивать на ЕГЭ. Например, даже в прошлом году, в третьем классе подготовка по окружающему миру Скандинавские страны, интереснейшая тема, да. «Норвегия – это страна тысячи озер, ой, нет, это страна множества этих, на "ф", как их…» Вот все, человек запомнил. Финляндия – тысяча озер, Норвегия – множество на "ф". Что такое фьорды мы не знаем, Григ и Ибсен курят в сторонке. То есть нет, чтобы дать человеку какие-то интересные факты, сведения о стране, вот эти очень короткие фразы, которые нужно зазубривать. И то, что малыши вырастают, а мы потом удивляемся, почему у нас дети так необразованны в культурном плане.
Тутта Ларсен: То есть у вас есть ощущение, что ваш ребенок учится в школе не столько ради получения всесторонних знаний, сколько ради того, чтобы сдать ЕГЭ, да?
Анна Марченко: Не совсем. Я не стала бы так говорить. Все-таки школа хорошая, учительница хорошая. Меня волнует именно эта программа, которая настроена на то, чтобы ребенок запомнил четкие определенные фразы, а не получил знания о стране, о мире, о культуре.
Тутта Ларсен: Так, спасибо большое. Кто-то из родителей еще хочет сказать нам что-то?
Реплика: Давайте я скажу, потому что я мама третьеклассника и, наверное, потом мы предоставим слово старшеклассникам, все-таки тема ЕГЭ. Но я вот к тому, что сказала Анна…
Тутта Ларсен: Я оговорюсь. Мы не говорим о том, нужно ли нам ЕГЭ, извините, нужен ли нам ЕГЭ, я даже в среднем роде употребила, потому что для меня – мамы первоклассника, это что-то пока жутковатое. Мы имеем с ним дело, он у нас есть. И мы пытаемся понять, как нам с этим существовать и как сделать так, чтобы наши дети, действительно готовясь к ЕГЭ, получали возможность эти знания дальше применять, развивать и вообще получать их, эти знания, изначально. Слушаю вас.
Реплика: Ну так я хотела как раз сказать о том, что я как мама хочу. Конечно, я хочу, чтобы у моего ребенка было удовольствие от школы, чтобы у него были знания. Школа у нас хорошая, и учителям я нашим благодарна. Но есть моменты, которые вызывают, ну, скажем так, недоумение. Например, тексты наших учебников. Прошлый год, учебник литературы. Вопрос для детей в учебнике: "Скажите, почему Буратино является любимым героем детских книг?". Не читателей, не детей. Это учебник, который является учебником, прошедшим стандарты или как это теперь называется ФГОС. О каких знаниях, о каком отношении к знаниям мы можем говорить, о каком уважении к учебнику, уважении к учителям, когда учителю дают в руки такое пособие. Какое отношение и уважение должен вызывать учитель и этот учебник у ребенка и родителей? У нас сразу встал вопрос дома – к какой книге детской, к Мэри Поппинс, Карлсону я должна подойти и спросить: "Почему Буратино является любимым героем книги?"
Тутта Ларсен: Ну а почему? Это очевидно для меня, что Буратино – любимый герой, пусть даже не книги, а детей, которые эти книги читают.
Реплика: Хотелось бы корректные вопросы. Очень много опечаток в учебниках. Мы их вылавливаем. Учитель не может проработать всю программу, пройти учебники, которые постоянно переиздаются. Ну, это ненормально для учителя, который итак под грузом кучи бумажной волокиты еще пробует что-то сделать для детей замечательное.
Тутта Ларсен: Вы какая-то очень трепетная мама. Вам жалко учителя, а не только своего ребенка. И вы пытаетесь посмотреть с обеих сторон на эту проблему.
Реплика: Вы знаете, меня, наверное, к третьему классу отпустило. Потому что первые два года меня трясло.
Тутта Ларсен: А от чего трясло? Было просто страшно за то, что Ваш ребенок стал взрослым? Или Вам действительно страшно доверить своего ребенка нашей системе образования?
Реплика: Ни в коем случае не страшно доверить ребенка системе образования, трясло от каких-то таких вещей, которые в моей системе ценностей не понятны. Например, в первом классе не поставлены две точки над "ё" или галочка над "й", или отступ каких-то там клеточек вправо-влево, вверх-вниз, и это считалось ошибкой. Мне казалось, что это ненормально. Мы до сих пор с родителями, у нас очень дружный класс, дружный родительский состав, проверяем все классные и домашние работы наших детей на предмет "а ты не поставил точку в конце предложения". Нас всех трясло.
Тутта Ларсен: То есть вас выдрессировали в итоге?
Реплика: Дрессируют не только детей, но и родителей.
Полный текст стенограммы читайте на сайте газеты "Московские новости"