МОСКВА, 27 сен - РИА Новости. ВТБ считает, что дал ответ на все вопросы миноритарного акционера и известного блогера Алексея Навального в деле о буровых установках: в среду этот вопрос в течение трех часов обсуждал консультативный совет акционеров (КСА) госбанка, рассказал агентству "Прайм" один из его участников.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
История тянется уже не один год - Навальный был инициатором судебного иска, требующего признать незаконной сделку дочерней компании банка "ВТБ Лизинга", кипрской компании Clusseter Limited и корпорации Well Drilling по купле-продаже 30 буровых установок и дальнейшей передаче их в лизинг. По мнению миноритария, эта сделка причинила ущерб акционерам ВТБ в 150 миллионов долларов. Арбитражный суд Москвы отклонил иск Навального, указав, что истец пропустил срок исковой давности, истекший в августе 2010 года, кроме того, миноритарий не доказал, что его права и интересы были нарушены спорной сделкой. В январе этого года Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил отказ в иске.
На заседании КСА Навальный привел свои аргументы, оппонировали ему первый зампред ВТБ Василий Титов и финансовый директор "ВТБ Лизинга" Кирилл Аладышев.
"На заседании Навальный не изъявил желания выслушать мнение второй стороны, кроме того, не смог предоставить документы, свидетельствующие в пользу его обвинений", - сказал собеседник агентства.
Факты и их трактовка
Навальный уверен, что установки были куплены по завышенным ценам - из отчета китайской компании-производителя видно, что максимальная цена одной буровой равна 10 миллионам долларов, а "ВТБ Лизинг" платил по 15 миллионов долларов. Разницу он назвал убытком или средствами, которые могли бы пойти акционерам банка в качестве дивидендов. Более того, Навальный не исключил того, что бывшие топ-менеджеры ВТБ и "ВТБ Лизинга" были причастны к этой сделке, однако доказательств этому нет.
Титов согласился с тем, что сделка непрозрачна и была неэффективна, но отказался признать потенциальное участие в сделке интересантов из банка и компании. Кроме того, он заявил, что ни в одном документе цена за установку в 10 миллионов долларов не фигурирует и предположил, что она не включает актуальную комплектацию, транспортировку, страховку и ряд других обязательных расходов.
В сделке участвовала кипрская компания Clusseter, а также ЗАО "Грант", которое было грузополучателем в России. Кроме того, был задействован ряд других компаний. Навальный утверждает, что Clusseter действовал по поручению бывших менеджеров банка и компании, доказательством чему является выписанные на имя его руководителей переводные аккредитивы для совершения сделки.
На сегодня 22 установки из 30 купленных и доставленных в Россию ведут бурение, принося ощутимый доход. По словам Аладышева, в прошлом году банк получил от компании в качестве дивидендов 2 миллиарда рублей, так что акционеры госбанка не потерь не ощутили.
Суди и последствия
Навальный сказал, что нынешняя позиция руководства ВТБ понятна и его устраивает, однако он не может объяснить тот факт, что в сути сделки стали разбираться так поздно, спустя несколько лет после покупки установок. Его возмущает, что никто не был привлечен к ответственности.
Мириться с этим Навальный не захотел и подал на Кипре иск к Clusseter и еще 10 компаниям, требуя признать сделку ничтожной. Если бы суд удовлетворил иск, то все имущество по сделке перешло бы к государству. Аладышев изложил иную точку зрения: в этом случае компания бы лишилась самих установок и дохода от них, а лизинговые платежи вернули бы Well Drilling и "Гранту".
Для соблюдения процедуры Навальный внес в кипрский суд безвозвратный депозит в размере 70 тысяч евро "для покрытия любого ущерба и расходов, которые могут возникнуть у ответчиков после выдачи постановления". Кроме того, Навальный оплатил и услуги юриста, которые оцениваются в сумму до 200 тысяч евро.
Сам Навальный этого не подтверждает, говоря, что дал лишь письмо с гарантией. Обсуждение этого вопроса заставило его сильно понервничать, утверждает собеседник "Прайма".
Навальный не скрывает, что документы по сделке получил от ЗАО "Грант" и его владельца Вадима Смоляра.
Обвинения миноритария в замалчивании ситуации нежелании ее решать Титов опроверг тем, что внутреннее расследование началось задолго до публичных заявлений Навального. Более того, он пояснил, что "ВТБ Лизинг" смог начать распоряжаться установками лишь после того, как они были освобождены из-под ареста.
Одиночество Навального
Как рассказывает участник КСА, Навальный в своей решимости обвинить менеджеров ВТБ и "ВТБ Лизинга" не был поддержан другими миноритариями. Они, напротив, после трехчасового спора призывали к конструктиву и просили доказательств вины.
Так, член КСА Владимир Синяков сказал, что Навальный не представил доказательств того, что уплаченные за буровые средства частично осели в Clusseter. Кроме того, он ставит под сомнение причастность сотрудников ВТБ к созданию корпорации Well Drilling.
Один из акционеров отметил, что тот факт, что Навальный неоднократно требовал в судах признание сделки по продаже буровых установок ничтожной. В этом случае "ВТБ Лизинг" потерял бы более 500 миллионов долларов, а Well Drilling Corporation и ЗАО "Грант" получили бы обратно буровые установки и возвратили бы уплаченные лизинговые платежи в сумме около 2,7 миллиарда рублей. Навальный в своем иске в арбитражный суд просил признать ЗАО "Грант" в качестве третьей стороны, продолжает собеседник агентства. В этом случае ЗАО "Грант" могло бы предоставлять доказательства суду против ВТБ.
Титов заявил, что у банка никогда не было отношений с ЗАО "Грант". Он сказал, что, действительно, "ВТБ Лизинг" мог бы получить больше, если бы не банкротство ряда компаний, участвовавших в сделке с буровыми. Это называется предпринимательским риском, объяснил первый зампред ВТБ.
В финале Навальный поблагодарил всех за содержательный спор и заверил, что продолжит заниматься этим делом. Справедливость восторжествует, пообещал он.