МОСКВА, 27 сен - РИА Новости. Неудачная попытка отстыковки европейского грузового корабля ATV-3 "Эдоардо Амальди" от Международной космической станции обернулась хорошей стороной - корабль еще послужит МКС, уведя ее в четверг от возможного столкновения с космическим мусором.
По данным НАСА, вторая попытка отстыковки отложена по меньшей мере до 28 сентября. Корабль понадобится в четверг на случай необходимости маневра уклонения от космического мусора - фрагмента индийской ракеты PSLV, который пролетит на близком расстоянии от станции в четверг около 18.42 мск.
Ранее специалисты ЕКА сообщали, что в пятницу в 04.46 мск на расстоянии около 3,5 километра от МКС пролетит фрагмент спутника "Космос-2251", возникший 10 февраля 2009 года при столкновении с аппаратом Iridium 33.
Если потребуется, маневр по уклонению от этого обломка будет проведен в четверг в 16.12 мск с помощью двигателей "Амальди". Двигатели изменят скорость МКС примерно на 0,3 метра в секунду.
"Членам экипажа МКС ничего не угрожает, они продолжают выполнять научные исследования и работы по рутинному обслуживанию станции", - говорится в сообщении на сайте НАСА.
ATV - единственный аппарат, кроме российского "Прогресса", способный осуществлять функции дозаправки, ориентации и регулярной коррекции орбиты станции. Кроме того, в случае угрозы столкновения с космическим мусором он может выполнять маневр уклонения.
Как сообщает Европейское космическое агентство, вопрос о том, сможет ли ATV использовать для отстыковки пятничное "окно", будет решен завтра.
"Вы ошиблись номером"
Европейский корабль был запущен к МКС в конце марта 2012 года. Он доставил на станцию более двух тонн груза. Перед отстыковкой, которая планировалась на среду, на корабль погрузили более 1,2 тонны мусора и отходов, которые вместе с ним должны были сгореть в атмосфере.
Процедура отстыковки "Амальди" началась накануне вечером, когда члены экипажа МКС закрыли люк корабля. Затем они "разбудили" корабль - была включена его бортовая система управления. После этого были отсоединены кабели системы электроснабжения и передачи данных, и ATV был присоединен к российскому модулю "Звезда" только механически - специальными стыковочными "крюками".
Дальнейшие команды передавались по радиоканалу прямой связи ATV с МКС, с терминала, расположенного в российском модуле, но на станции не было получено подтверждения, что команда принята кораблем, в связи с чем процедура была остановлена.
Европейские специалисты установили, что в радиокомандах был неверно указан "адрес" грузовика.
"Причина сбоя была установлена. Команды посылались с использованием неверного номера (ID) космического аппарата (34 вместо 35). Это было установлено специалистами и подтверждено анализом телеметрической информации, проведенными после сбоя", - сообщает ЕКА.
Ранее источник в космической отрасли сообщил РИА Новости, что при передаче команды на борт "Амальди" был использован неверный электронный адрес корабля.
Несчастливый корабль
Это уже второй крупный сбой, произошедший с "Амальди". В середине августа попытка коррекции орбиты МКС с помощью европейского грузовика прошла не в полном объеме. Двигатели корабля отработали меньше положенного времени и автоматически отключились, в результате высота орбиты МКС увеличилась лишь на 5,1 километра вместо расчетных 7,7 километра.
Для коррекции использовались два из четырех двигателей еврогрузовика. При этом "командовала" операцией электроника МКС. Предполагалось, что двигатели проработают 1876 секунд, скорость увеличится на 4,4 метра в секунду, а высота орбиты на 7,7 километра - до 414,4 километра. После того, как приращение скорости достигло 2,9 метра в секунду, операция была прекращена по команде компьютера МКС. В результате высота орбиты МКС увеличилась лишь на 5,1 километра вместо расчетных 7,7 километра.
Команда на выключение двигателей была передана автоматикой европейского корабля, среагировавшей на температурный датчик одного из двигателей грузовика, который в этот момент не работал. Автоматика МКС, которая управляла подъемом орбиты, в ответ прекратила операцию. В конце августа была проведена новая, на этот раз успешная коррекция орбиты.
Европейские "грузовики" ATV в отличие от японских HTV и американских кораблей Dragon (которые стыкуются с американским модулем Harmony), пристыковываются к российскому модулю "Звезда". Российские специалисты из РКК "Энергия" передали для европейских грузовиков созданные ими "активные" стыковочные узлы, а европейцы разработали собственную систему управления и контроля сближения на основе лазеров.