ПЕРМЬ, 26 сен - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Вечер короткометражных спектаклей "Театральный альманах" на тему "герой" состоялся в Перми в рамках театральной программы третьего фестиваля "Текстура".
"Театральный альманах" придумали молодые театральные деятели, авторы еще одного известного проекта - "Театральная бессонница" Ксения Орлова и Саба Лагадзе. "Альманах", базирующийся в Москве в Центре имени Мейерхольда, проходил уже два раза - первый был посвящен теме свободы, а второй - теме героя. Формат "альманаха" - законченный по мысли и художественной форме спектакль, который длится не более двадцати минут. Это не простая задача для режиссера - высказаться на большую и сложную тему на таком коротком временном отрезке.
Всего в афише "Театрального альманаха" на "Текстуре" оказалось 13 спектаклей: шесть работ привезли из Москвы, остальные семь поставлены творческими командами из Перми, Екатеринбурга, Глазова, Серова, Ижевска.
Режиссеры пошли по разным путям - кто-то нашел себе подходящую литературу: например, Серовский муниципальный театр драмы им. Чехова показал отрывок по Эду Макбейну "Творя очередь!" о ребятах, играющих в "русскую рулетку" в подвале. Другие выбрали формой для своего высказывания на тему героя перформанс - театр-партизан "Точка совместного действия" из Москвы устроил настоящую провокацию, раздав зрителям попкорн и пиво и показав на экране телевизора Вечный огонь. Призрак погибшего солдата со знаменем и сексапильные девушки у микрофона, объединенные одной акцией, кажутся шокирующим контрастом, а на самом деле, довольно точно и беспощадно улавливают пошлость нашего времени.
Команда из Глазова показала, как героем становится убийца - пока праздные люди в судейских париках говорят по скайпу банальности (использовались документальные тексты из интернета), молчаливый Брейвик в наручниках невозмутимо ждет своей очереди, чтобы произнести самоуверенную речь. Отрывок венчает набор демотиваторов из социальных сетей - даже черный юмор и сетевое острословие делает из маниакального убийцу медийное лицо.
"Альманах" в Перми продлился около четырех часов и стал настоящим экспериментом: если к короткометражному кино все привыкли, то малый формат для сцены менее традиционен и ставит перед режиссерами новые задачи, выдвигает требования емкости и выразительности. Оказалось, что молодые режиссеры и актеры со всей России очень по-разному понимают героя - для нашего времени, которое так часто называют "безгеройным", подобная рефлексия особенно важна.