МОСКВА/ТОМСК, 25 сен - РИА Новости. В Кремле и Белом доме поддержали инициативу "Единой России", предложившей значительно ужесточить ответственность за вождение в не трезвом виде; только в Томской области за восемь месяцев 2012 год по вине пьяных водителей в 26 ДТП погибло семь человек, еще 28 получили различные травмы, кроме того, произшло 44 аварии с участием водителей, которые отказались от освидетельствования.
"Единая Россия" в понедельник заявила, что уже на этой неделе намерена внести поправки в законодательство об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде, подразумевающие кратное повышение штрафов с конфискацией автомобиля, пожизненное лишение прав и тюремный срок за повторный случай управления транспортным средством в состоянии опьянения.
О необходимости ужесточить наказание для водителей, которые в нетрезвом состоянии управляют машиной, вновь заговорили после крупного ДТП в Москве на Минской улице. Пьяный водитель в субботу не справился с управлением автомобиля и въехал в автобусную остановку, в результате погибли семь человек. Среди них пятеро воспитанников детского дома-интерната №7 и воспитательница с супругом.
ДЕТИ
Детям из дома-интерната №7, которые жили и учились вместе с погибшими в ДТП на Минской улице, не рассказывали о страшной аварии. Только спустя два дня ребята узнали о произошедшем из телевизионных новостей. При этом специалисты выступали за то, чтобы вообще не сообщать детям о трагедии, потому что эта информация может сломать детскую психику. Особенно с учетом того, что воспитанники интерната - дети с особенностями в развитии.
"Сообщать о такой трагедии, которая случилась, и как она произошла, этим детям ни в коем случае не надо. Надо найти обходные пути. Сказать, что детишки заболели, что они в больнице, чтобы постепенно готовить к тому, что дети в интернат не вернутся", - считает психиатр-криминалист, руководитель "Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях" Михаил Виноградов.
При этом он отметил, что воспоминания, связанные с погибшими, в скором времени уйдут из детской памяти.
"Они забудут, что были знакомы, что вместе жили. Время все сгладит", - заключил эксперт.
ОТ ШТРАФОВ ДО ПОЖИЗНЕННОГО
Руководитель фракции ЕР в Госдуме Андрей Воробьев сообщил, что на сегодняшний день уголовное наказание за вождение в нетрезвом виде предусматривается в случае, если есть жертвы.
"На этой неделе будут подготовлены поправки (об ужесточении). Если лицо многократно нарушает правила и управляет машиной в состоянии алкогольного опьянения, мы будем предлагать рассматривать и уголовное наказание", - сказал Воробьев.
Он отметил, что ничтожные штрафы в размере 5 тысяч рублей и административный арест до 15 суток - "это ни в какие ворота не лезет".
Глава фракции ЕР полагает, что сумма штрафа за такое нарушение может составить не менее 100 тысяч рублей. Кроме того, за повторное нарушение и неоднократное управление автомобилем в состоянии опьянения ЕР может предложить и пожизненное лишение прав либо лишение водительского удостоверения на значительное время.
Кроме того, депутат-единоросс Шамсаил Саралиев выступил с предложением ввести пожизненное заключение для пьяных водителей, совершивших ДТП с несколькими человеческими жертвами. По его мнению, в данном случае пьяных за рулем можно приравнять к террористам.
УЖЕСТОЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков заявил РИА Новости, что в Кремле поддерживают инициативу ЕР.
"События последних недель подтверждают необходимость обсуждения этого вопроса и принятия более жестких мер", - сказал Песков.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев также поддержал эту идею. Он отметил, что большинство произошедших в стране в последнее время крупных аварий совершено водителями в состоянии алкогольного опьянения.
"Наверное, следует подумать о том, чтобы сделать более жесткой уголовную ответственность за такие преступления", - сказал Медведев.
По его словам, даже при самых страшных последствиях, как при последнем ДТП в Москве, ответственность сейчас является достаточно умеренной.
"Но дело не только в ответственности. Я думаю, что нам пора еще раз проанализировать все законодательство по ситуации на дорогах, посмотреть на те программы, которые у нас выполняются и реализуются, часть из которых, к сожалению, неэффективная, ну и посмотреть на комплекс мер ответственности", - сказал премьер.
КОНФИСКАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ И ТЮРЬМА
Первый заместитель руководителя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, руководитель аппарата ОНФ Вячеслав Лысаков сообщил в свою очередь, что будет вносить в Думу законопроект, предусматривающий повышение ответственности за управление ТС в состоянии опьянения за повторность деяния, возможную конфискацию автомобиля, так как собственник должен нести солидарную ответственность. За повторное вождение в пьяном виде и без прав, по словам Лысакова, предлагается ввести уголовное наказание - год тюрьмы.
Депутат пояснил, что в настоящее время за повторное вождение в пьяном виде и без прав такому человеку могут быть "приплюсованы очередные три года лишения прав и плюс он может быть подвергнут административному аресту до 15 суток".
Ни лишение, ни арест не работают, потому что есть люди, которые накопили "лишенческих лет" уже на 30-40-50 лет вперед, сказал он.
"Я буду предлагать уголовную ответственность только за сам факт деяния, без аварий... его задержали - в течение года второй раз без прав, пьяный - год тюрьмы", - сказал Лысаков.
Он добавил, что также наряду с повышением ответственности за управление ТС в состоянии опьянения планируется внести проект закона, предполагающий возвращение предельно допустимого промилле.
При этом Лысаков подчеркнул, что эта инициатива не означает разрешения выпить перед тем как сесть за руль.
Инициативу ЕР поддержали в ЛДПР. Ранее либерал-демократы уже вносили на рассмотрение Госдумы законопроект, ужесточающий наказание для автомобилистов, которые, управляя машиной в нетрезвом виде, спровоцировали ДТП с жертвами.
Как рассказал РИА Новости один из авторов законодательной инициативы, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, документом предлагается установить срок тюремного заключения от трех до девяти лет, если погиб один человек, и от пяти до 15 лет, если жертв было несколько.
Также авторы законопроекта считают необходимым исключить из списка действующих санкций такой вид наказания, как принудительные работы. Однако законопроект не был поддержан - на него были получены отрицательные заключения.
Вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Железняк считает, что ужесточать наказание нужно не только для пьяных водителей, но и для тех, кто их отпускает за взятку, поэтому статья о получении взятки должна быть доработана.
"Усугубляет положение негласный постулат, что от полиции, хоть и дорого, но можно откупиться, если вдруг поймают пьяным. Считаю, бороться нужно и с этим прискорбным явлением. Усиливать наказание нужно не только для самих пьяных водителей, но и для тех, кто их отпускает за взятку. Ведь это фактически соучастие в потенциальном убийстве", - цитирует пресс-служба "Единой России" Железняка.
"Статья "Получение взятки" в этой связи должна быть доработана. Должны быть более четко прописаны критерии, по которым стоит оценивать как опасность собственно взятки, так и укрывательство пьяного водителя. Именно это деяние должно стать одним из самых опасных преступлений в своей категории и караться большим сроком", - сказал вице-спикер.
ПОКУШЕНИЕ НА УБИЙСТВО
По мнению члена Общественной палаты (ОП) РФ Ольги Костиной, вождение автомобиля в пьяном виде следует приравнять к уголовной статье "покушение на убийство".
"Здесь даже не надо дожидаться ДТП. Если человека поймали за рулем в нетрезвом виде, то он уже потенциальный убийца. Трагедия, которая произошла в минувшую субботу, уже не первый случай даже в этом году. Государству и обществу необходимо было гораздо раньше отреагировать, а не ждать очередного ЧП", - сказала Костина, которую цитирует пресс-служба ОП.
Она отметила, что также важно проанализировать и ужесточить возможность наказания для служб, которые за деньги выдают справки для водителей-нарушителей, позволяющие им быть за рулем.
"Такие справки могут купить те, кому вождение противопоказано по медицинским показаниям. Например, если человек состоит на учете в наркодиспансере. Поэтому депутаты должны проанализировать ситуацию комплексно и ввести наказание не только для водителей, но и для тех, кто им пособничает", - считает член ОП.
ОБСУЖДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
Законопроект об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде вызовет неоднозначную реакцию в обществе, эти поправки требуют широкого обсуждения, считает вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова.
По ее словам, вопрос о том, как именно следует ужесточить наказание за вождение в пьяном виде, должен пройти обсуждение, в том числе в интернете.
"Я вас уверяю, что половина мужчин-водителей будет против", - сказала Орлова.
При этом она считает, что если человек попался за рулем в пьяном виде, то его должно ждать уголовное наказание.
ПОЖИЗНЕННОЕ НАКАЗАНИЕ НЕ РЕШИТ ПРОБЛЕМУ
Эксперты, опрошенные РИА Новости, считают, что пожизненное лишение свободы для нетрезвых водителей, спровоцировавших ДТП с человеческими жертвами, является неадекватным по тяжести наказанием и не будет способствовать улучшению ситуации с безопасностью на дорогах.
По мнению координатора Ассоциации владельцев авто- мототранспорта, юриста Юрия Шулипы, мера с пожизненным лишением свободы, предложенная депутатом, "абсолютно антигуманна и не соответствует целям и задачам уголовного законодательства".
"Преступление, которое происходит вследствие дорожно-транспортных происшествий, совершается водителями по неосторожности. А поскольку это так, то, соответственно, и наказание за него, сроки, санкции - они значительно мягче, нежели за преступления, совершаемые с умыслом. Данная инициатива абсолютно не соответствует ни международному опыту, ни целям и задачам уголовного законодательства", - сказал Шулипа.
Координатор Общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает предложение о пожизненном наказании эмоциональным выступлением, которое не решит проблему и не будет работать.
Эксперт полагает, что важна не тяжесть наказания, а его неотвратимость. "А у нас сейчас как происходит: человек попадает пьяным, его лишают водительского удостоверения, а он продолжает ездить, откупаясь от гаишников", - сказал он.
Вместе с тем Шкуматов призвал депутатов вспомнить о советском опыте, когда существовали различные степени опьянения - легкая, средняя и тяжелая. По мнению эксперта, если человек садится за руль в состоянии тяжелой степени опьянения, это должно быть дополнительным отягчающим обстоятельством при совершении им ДТП.
"У нас число людей, которые ездят пьяные за рулем, в последнее время неуклонно увеличивается. Потому что этим людям, когда у нас ввели ноль промилле, уже нечего терять: он выпил рюмку - и понимает, что хоть он одну рюмку выпьет, хоть пять рюмок, хоть бутылку водки - это будет одно и то же наказание. И он начинает уже пьянствовать по полной программе", - сказал Шкуматов.
В настоящее время нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее за собой смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением водительских прав до трех лет. Если по вине нетрезвого водителя погибли два человека и более, то автомобилист может быть приговорен к лишению свободы до девяти лет, также с лишением водительских прав до трех лет, либо к принудительным работам на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на тот же срок.
ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕ ВЫГОДНО
Пожизненное лишение свободы является слишком суровым и экономически невыгодным наказанием для водителей, которые пьяными сели за руль и спровоцировали ДТП с гибелью людей, считают опрошенные РАПСИ адвокаты.
По мнению адвоката Станислава Акимова, пожизненное лишение свободы является чрезмерно строгим наказанием для данного вида преступлений.
"Все преступления, совершенные с использованием автотранспорта, регулируются статьей 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения), это преступления, совершенные по неосторожности. Нетрезвые водители не имеют умысла убивать людей, они имеют неосторожность вследствие несоблюдения правил", - пояснил защитник.
Он отметил, что пострадавшей стороне, конечно, все равно, из-за чьих действий погиб кто-то: от рук террориста или водителя, однако наказание должно быть соразмерно деянию.
Кроме того, по мнению Акимова, упор должен делаться на материальной и гражданской ответственности, пожизненных выплатах.
"Пожизненно содержать в колониях севших за руль в состоянии алкогольного опьянения - экономически и политически нецелесообразная мера. Пусть виновник ДТП отсидит, а потом всю жизнь работает и производит выплаты потерпевшим", - считает он.
Защитник Кирилл Бельский отметил, что он всегда выступает против любого ужесточения наказания.
"Ужесточение наказания не приведет к результатам, если государство не способно обеспечить неотвратимость наказания и равенство всех перед законом. Этот человек, который в субботу въехал в остановку, он и так получит максимум. Новые статьи для этого не нужны", - считает юрист.
НОНСЕНС
Коллегу поддержал и Александр Арутюнов, отметивший, что как гражданин он понимает желание пожизненно посадить пьяного водителя, сбившего насмерть семь человек, но как адвокат он не может с этим согласиться.
"Как гражданин я считаю, что ответственность водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения, конечно, надо ужесточить, но согласиться с пожизненным (сроком) я не могу. Ведь тогда получится, что если человека умышленно убили, то пожизненное не предусмотрено, а если по неосторожности, то предусмотрено. Это нонсенс. Это ненормально и слишком жестоко", - отметил Арутюнов.
С ним согласился и адвокат Артем Пацев, который также считает предлагаемое парламентарием наказание чрезмерным.
"У нас за тяжкие умышленные преступления не всегда дают пожизненный срок. А это все-таки не умышленное преступление. Закручиванием гаек проблему не решить. Основная проблема не в отсутствии законов, а в их неправильном применении или не применении", - считает он.
По мнению адвоката Сергея Полякова, инициатива депутатов отражает общественный заказ, потому как общество зачастую требует более серьезного наказания для нетрезвых водителей.
"Естественно, после событий, произошедших в Москве на выходных, такая инициатива появилась. Предусмотреть норму можно, но вопрос встает о правоприменении: огульно всех невозможно сажать", - отметил он, пояснив, что "опьянение" бывает вызвано не только алкоголем, но и лекарствами, а иногда и определенными продуктами.
Однако Поляков не против предлагаемой инициативы.
"Водитель ведь в трезвом виде принимает решение о том, что будет пить и потом сядет за руль, вот пусть и несет ответственность", - сказал адвокат.