Рейтинг@Mail.ru
Лукашенко предъявил западным романтикам доказательства своей правоты - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лукашенко предъявил западным романтикам доказательства своей правоты

Читать ria.ru в
Парламентские выборы в Белоруссии прошли в полном соответствии с традицией. Мнения по поводу выборов разошлись. Одни считают их самыми странными. Другие – самыми скучными. Похоже, в том, что некоторые придерживаются обеих точек зрения одновременно, заключена их, этих выборов, суть.

Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.

Парламентские выборы в Белоруссии прошли в полном соответствии с традицией, которая предусматривает участие в голосовании примерно 74 процентов избирателей, о чем привычно объявила бессменная руководительница белорусского Центризбиркома Лидия Ермошина. Кажется, те же люди и в том же количестве голосовали досрочно – в этом фирменном белорусском мероприятии обычно, как утверждается официально, голосует примерно четверть населения, в связи с чем проконтролировать процесс волеизъявления четверти избирателей даже теоретически не в состоянии самый дотошный наблюдатель.

В сам же день голосования, по рассказам очевидцев, избирательные участки были пустынны. Документальных подтверждений этому нет, потому что, например, некого фотографа Сергея Бахуна, пытавшегося запечатлеть эту тишину, с участка, по сообщению телеканала БЕЛСАТ, удалили. Что тоже удивило наблюдателей ничуть не больше, чем автозаки, бесцельно простоявшие на всякий случай в центре Минска.

В Белоруссии мнения по поводу выборов разошлись. Одни считают их самыми странными. Другие – самыми скучными. Похоже, в том, что некоторые придерживаются обеих точек зрения одновременно, заключена их, этих выборов, суть.

В Белоруссии без перемен. Будем гнуть свою линию. Читать на сайте InoСМИ >>

Последняя оппозиция

Две крупнейшие оппозиционные партии выборы бойкотировали. Но, как и предупреждали скептики, ни гражданской позицией, ни сколь-нибудь запомнившимся эпизодом это не стало.

Может быть, дело в двусмысленности самого события.

С одной стороны, парламентские выборы оппозицию интересуют, кажется, в той же небольшой степени, что и власть. Для власти парламент – лишь место для торжественных заседаний, максимум – какой-нибудь партхозактив, и, как говорит белорусский политолог Александр Класковский, даже власть на этот раз была будто бы озабочена столь нарочитой деградацией самого института выборов: "И даже Лидии Ермошиной пришлось сетовать, что у нас такая невыразительная партийная система, что так скучно проходит избирательная кампания, что надо подумать над какими-то новыми ее формами…".

Для оппозиции вроде бы тоже незачем тратить силы там, где выиграть невозможно. Однако Александр Класковский, кажется, выражает распространенное в белорусской экспертной среде убеждение, что, в отличие от власти, оппозиция не может делить выборы на важные и неважные.

"Через три года президентские выборы, которые никто уже бойкотировать не станет, – указывает он. – Поэтому оппозиция должна была сказать избирателю: выборы – обман, но мы сыграем разминочный матч, потренируем структуры – давайте сделаем это вместе, чтобы держать себя в тонусе с прицелом на 2015-й год".

С другой стороны, бойкот не стал событием еще и потому, что бойкотирующих все равно не принимали всерьез даже те, кто два года назад, после очередной президентской победы Лукашенко, выходил вместе с ними на площадь.

Проводник для постсоветья

Справедливости ради надо вспомнить, что в парламентских выборах 2008 года оппозиция участвовала с тем же успехом, что и сегодня, бойкотируя их. Но ситуация была иной: Лукашенко анонсировал тогда грядущую оттепель, предположение о том, что в парламент кто-то из оппозиционеров пройдет, обсуждалось всерьез, причем и внутри самой власти.

Оттепели, как известно, не случилось. Логика даже самой показной вестернизации была отвергнута. Белорусская власть, судя по всему, осознала, сколь рискованной для модели ее политического существования может оказаться такая логика.

Этим рискам Лукашенко предпочел другие, на первый взгляд куда более отчаянные: не помирившись с Москвой, он рассорился с Западом, и отправной точкой этой новой политической линии стало 19 декабря 2010 года – разгон митинга после очередной президентской победы.

Два года Лукашенко словно сознательно обрушивал ситуацию до того состояния, по сравнению с которым любое другое будет выглядеть улучшением. Он словно обозначал точку замерзания, от которой теперь готов начинать отсчет каких бы то ни было и с кем бы то ни было договоренностей.

Парламентские выборы стали хорошим лабораторным исследованием того, что почти к середине очередной президентской пятилетки достигнуто.

Для власти эти итоги выглядят вполне утешительными. Для всех вокруг – крайне поучительными, поскольку уже давно замечено: путь, проторенный Лукашенко, довольно скоро оказывается столбовой дорогой почти всего постсоветского мира.

Лукашенко получил ручной парламент. Читать на сайте InoСМИ >>

Координаты Лукашенко

Итоги таковы.

Оппозиции нет, даже той неубедительной, которая была еще два года назад, что и подтвердил бойкот выборов. Из этого факта, похоже, и предложено исходить Западу, если он заинтересован снова поторговаться о цене белорусской независимости от России, которую, впрочем, Лукашенко, и так не собирается сдавать.

Прежде у Запада имелся хотя бы формальный повод обращать внимание Лукашенко на то, что у него есть оппозиция, увязывать невразумительные европейские перспективы Белоруссии с участью оппозиционеров и вообще с повышением температуры белорусской демократии хоть на тысячные доли градуса.

Теперь Западу приходится соглашаться с тем, в чем Лукашенко убеждал его долгие годы: никакой оппозиции нет, и с этим придется считаться самому отчаянному европейскому романтику, и это та система координат, которую Лукашенко этому романтику предъявляет.

И точно так же должны опуститься руки у тех, кто рассчитывал на то, что Лукашенко придется пойти на демократизацию просто по жизненным экономическим показаниям. Как долго было принято считать, при такой модели все обязано загнуться, особенно во времена кризиса, а также выборов, к которым обычно в таких моделях принято печатать и раздавать деньги.

Но, как выясняется, белорусская власть неплохо синхронизировала свои политические ритмы с экономическими начинаниями в ЕвразЭС, партнеры по которому прекрасно понимают, во сколько им обходится белорусский партнер. Но выбирать им особенно не приходится, потому что этот партнер – символ общности судьбы, и как не помочь тому, чье сегодня – твое возможное завтра, и Лукашенко это тоже знает.

Все это помогает белорусской власти так вовремя ощутить новую уверенность в себе. И если кто-то добавит – ненадолго, то будет, возможно, прав. Но опыт показывает, что надолго и не надо.

Это – кредо и символ веры: "Выстоять сегодня – значит победить завтра, а послезавтра будет видно". И оно безотказно работает уже 18 с небольшим лет.

Судя по тому, как идет очередная пятилетка Лукашенко, иллюзий насчет того, что она может оказаться последней, никто из серьезных игроков не питает. Предложение поработать в новой системе координат, судя по всему, всеми будет принято. Если не принято уже.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала