Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Пьяный водитель праворульной Toyota Crown не справился с управлением на большой скорости и снес остановку общественного транспорта на западе Москвы: жертвами субботнего ДТП стали семь человек, в том числе подростки. Возбуждено уголовное дело - лихачу, которого ранее уже лишали водительских прав, теперь грозит до 9 лет лишения свободы, сообщает РИА Новости. В понедельник премьер Дмитрий Медведев предложил обсудить ужесточение ответственности за ДТП, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.
Зовут задержанного лихача, как сообщают СМИ, Александр Максимов - москвич, ему 30 лет, он недавно женился, и, если верить некоторым СМИ, уже лишался прав на полтора года за вождение в нетрезвом виде. Главное следственное управление ГУМВД возбудило уголовное дело по части 6 статьи 264 Уголовного кодекса (УК) РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Максимальная санкция по этой статье - лишение свободы на срок до девяти лет с последующим лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Чтобы вообще хоть как-то рассуждать о справедливости наказания в таких ситуациях, следует вспомнить о том, что написано в законе.
Статья 24 УК РФ гласит, что виновным в совершении преступления признается лицо, совершившее его умышленно или по неосторожности. Деяние же, совершенное по неосторожности, признается преступлением лишь в том случае, если это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
То, что совершил Максимов днем в субботу 22 сентября, как раз и регламентируется статьей 264 кодекса.
В общей теории права, на постулаты которой опираются авторы наших законов, понятие умысла и неосторожности фактически противопоставлены.
Умыслом в уголовном праве ученые называют форму вины, когда преступник осознает сущность совершаемого деяния, может предвидеть его последствия и имеет волю, направленную на совершение преступления.
С неосторожностью проще. Эту форму вины характеризует легкомысленный расчет на то, что опасные последствия деяния можно предотвратить, либо отсутствие предвидения наступления таких последствий.
Но то, повторюсь, теория. Максимова, чья Toyota разом лишила жизни пятерых подростков-инвалидов из дома-интерната №7, их воспитателя и ее супруга, будут судить именно за преступление, совершенное по неосторожности. По этой же статье, напомню другие сообщения СМИ, предъявлено обвинение Екатерине Заул, сбившей насмерть пять человек вечером 21 июля в Подмосковье. Она, также, как и Максимов, была пьяна.
О том, можно ли считать подобные случаи убийством по неосторожности и что предлагают депутаты в качестве наказания за езду в нетрезвом состоянии, читайте в полной версии статьи на портале РАПСИ группы сайтов РИА Новости.