Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
В четверг в российский парламент был внесен законопроект о переходе на зимнее время при одновременном отказе от сезонного времени. Многих россиян это обрадовало. Но попробуем быть последовательными и разобраться: возможно, еще более прогрессивным шагом могло бы стать введение на европейской части России центрально-европейского времени. Во всяком случае, географических препятствий к этому нет.
Идея, возможно, покажется многим странной, и опрошенные автором эксперты отнеслись к ней, мягко говоря, неоднозначно. Впрочем, судите сами.
Против часовой стрелки
Летом прошлого года тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал закон "Об исчислении времени". Суть его сводилась к тому, что осенью 2011 года стрелки часов не переводятся на час назад – на зимнее время, и в дальнейшем стрелки не будут переводиться дважды в год – весной и осенью – на сезонное, летнее и зимнее, время.
Проще говоря, в России установили вечное летнее время, и с учетом декретного часа ("поясное время плюс один час") мы начали жить на два часа раньше того природного времени, которое определяется месторасположением нашей страны на земном шаре.
Особых протестов в обществе это не вызвало. А отказ от перевода стрелок будильника и привыкания к новому времени побудки каждые полгода народу поначалу даже понравился. Однако затем люди стали замечать, что в их жизни как-то прибавилось темных часов. Начались жалобы на депрессию.
В феврале этого года кандидат в президенты Владимир Путин на встрече с доверенными лицами в числе прочего заметил, что возвращение к зимнему времени возможно, если этого захотят люди. "Это не фетиш какой-то. К этому можно вернуться. Давайте без суеты все это сделаем, давайте вернемся еще раз. Со специалистами посоветуемся, с экспертами посоветуемся и общественностью в широком смысле этого слова, – сказал Путин.
В прошедший четверг председатель думского комитета по охране здоровья Сергей Калашников внес в парламент законопроект о переходе на зимнее время при одновременном отказе от сезонного времени.
На граждан опять обрушился шквал мнений специалистов, каждый из которых со своей колокольни судил о плюсах и минусах очередного нового времени. Одни считали количество инсультов и инфарктов, другие – потери электроэнергии, третьи – сложности синхронизации международных авиа- и железнодорожных рейсов, четвертые – влияние на удойность парнокопытных и яйценоскость куриных и т.д.
А неспециалистам законодательная инициатива Калашникова импонирует чисто по-житейски: накануне холодной и темной зимы она обещает лишний час самого сладкого сна под утро.
Царское время
На фоне экспертной разноголосицы, наверное, мало кто обратил внимание на тот факт, что переходом на вечное зимнее время будет исчерпаны все варианты административной побудки граждан России вопреки их природным суточным часам.
Последний раз россияне ложились спать и вставали по утрам в полном соответствии с естественным поясным временем при царях Романовых.
1 июля 1917 года Временное правительство под председательством князя Львова разбудило страну на час раньше. Этот час, добавивший такого нужного государству светлого времени, получил название декретного. Его то отменяли, то снова вводили, а последний раз его целесообразность и необходимость подтвердил в 1992 году Верховный Совет РСФСР, и действует он поныне.
В 1981 году в стране ввели летнее время, и с апреля по октябрь граждане вставали еще на час раньше – по времени, которое называлось летним. А время, по которому жили с октября по апрель, называлось, соответственно, зимним.
В прошлом году летнее время распространили на весь год. Сейчас на весь год хотят распространить зимнее время.
После этого можно сделать еще один логичный и, на первый взгляд, последний возможный на этом пути шаг: отменить декретный час. И тогда мы вернемся в царское время – в хронобиологическом смысле, конечно.
Еврочасы
Существует, впрочем, еще один хронополитический ресурс, который законодатели пока не замечают или предпочитают не замечать. Речь идет о введении на европейской части России центрально-европейского времени.
При этом синхронизируются часы работы московской и европейских фондовых бирж и многие другие внешнеэкономические процессы. Туристам не придется напрягаться, пытаясь в уме прикинуть, как стыковать во времени свои путешествия по Европе. Матчи Лиги Европы и Лиги можно будет смотреть не по ночам и приходить после этого на работу выспавшимся. Потому что поспать утром можно будет не один час, как могло бы быть после введения постоянного зимнего времени и отмены декретного часа, а целых два!
Конечно, будут и потери. Зимой увеличится потребление электроэнергии в квартирах граждан и на производствах, ведь темнеть будет раньше. По этой же причине придется раньше загонять домой детей со двора.
Но идеального времени, которое устраивало бы всех без исключения и по всем параметрам, как видно хотя бы по нынешнем дискуссии об очередном переводе стрелок, наверное, просто нет.
История с географией
Центрально-европейское время тоже не природное, а волюнтаристски установленное в Европе по политическим соображениям. В этом нетрудно убедиться, если посмотреть на карту часовых поясов.
Весь земной шар, имеющий окружность в 360 градусов, поделен на 24 часовых пояса. Каждый из них, соответственно, имеет ширину в 15 градусов долготы.
Середина нулевого часового пояса проходит через нулевой меридиан. А тот, в свою очередь, проходит через лондонский район Гринвич. 7,5º на запад от Гринвича и столько же от него восток – вот естественные границы для времени по Гринвичу (GMT, Greenwich Mean Time).
Достаточно взглянуть на карту Европы, чтобы убедиться, что внутри этого часового пояса лежит вся Франция, большая часть Испании и западные части Швейцарии и Германии. По Гринвичу, по идее, должны ставить свои часы в немецком Кельне (6°57′28″ восточной долготы) и Женеве (6°09′00″ в. д.). А вставать и ложиться спать по лондонскому времени парижанам сам бог велел (2°19′59″ в. д.). Но французы и испанцы вопреки своей географии и природным суточным ритмам живут по центрально-европейскому времени.
Это время спешит на один час по сравнению с лондонским. Географически ось этого часового пояса проходит на 15 градусов восточнее Лондона, рядом с Прагой (14°25′17″ в.д.). С точки зрения природных суточных ритмов оно идеально подходит для европейцев, живущих от 7,5º до 22,5º восточной долготы.
Например, Афины в этот коридор не попадают (23°43′00″ в. д.). Еще сильнее в него не попадают Финляндия, страны Балтии, Румыния и Болгария, которые расположены на земном шаре еще восточнее.
Если взглянуть на запад, то картина такая же. Западное побережье Испании отстоит от оси центрально-европейского часового пояса на 24 градуса. Примерно на столько же от центра европейского времени отстоят Ярославль и Вологда.
Москва еще ближе (разница 22,5 градуса), чем атлантическое побережье Испании. А Санкт-Петербург находится на расстоянии 7°49′ от его оси, то есть фактически укладывается даже не в условные, политические, а в чисто географические границы центрально-европейского часового пояса.
В общем, сами взгляните на карту Европы и увидите, что относительно оси центрально-европейского часового пояса европейская часть России вплоть до Ярославля и Вологды зеркально отражает на карте Францию с Испанией, которые исключительно по политическим мотивам живут по пражскому времени, а не по-своему природному лондонскому времени.
Что же мешает и нам жить по тому же европейскому времени?
Ближе к Сибири
С учетом изложенного идея ввести в европейской части России центрально-европейское время не такая уж, согласитесь, фантастическая, какой кажется на первый взгляд. Но пока она явно не овладела массами. Во всяком случае, мнения экспертов разделились.
"Идея хорошая, но политики тут не должно быть. Вопрос о времени надо решать, исходя исключительно из экономических соображений", – считает председатель Российской объединенной демократической партии "Яблоко" Сергей Митрохин.
"Ошибочная идея и достаточно опасная. Подобные решения не должны приниматься волюнтаристским способом. И вообще, смешно слышать рассуждения про вред или пользу поясного времени, когда люди по несколько раз в месяц меняют их при своих передвижениях по стране и миру. Лучше всего было бы вернуться к тому, что было в 1981 году – сезонному времени", – говорит президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
"С политической точки зрения решения, непосредственно затрагивающие всех людей, лучше не принимать, потому что при этом любые плюсы неизбежно превращаются в минусы. Есть простое управленческое правило: если решение можно не принимать, то лучше его не принимать", – уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
"Не думаю, что это будет хорошо. Тогда мы во времени приблизимся к Праге и удалимся от Сибири. А мы, при всем моем уважении к Праге, должны быть ближе все-таки к Сибири", – говорит член думского комитета по образованию от фракции КПРФ Олег Смолин.
Что ж, еще пару лет назад никто не подозревал, что нас ждут те сдвиги во времени, которые мы переживаем сейчас. Так что не исключено, что когда-нибудь идея, изложенная в этой статье, тоже перестанет казаться опасной для нашей страны, изрисованной часовыми поясами, как современный футболист татуировками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции