Аркадий Дубнов, спецкор "Московских новостей", Бишкек – для РИА Новости.
Россия цементирует фундамент своего присутствия в Центральной Азии. Так можно оценить итоги состоявшейся 19-20 сентября поездки Владимира Путина в Казахстан и Киргизию.
Если столь же результативным окажется предстоящий в начале октября визит президента России в Таджикистан, то значительная доля заслуги за возвращение Москвой своего влияния в регионе по праву принадлежит Ташкенту. Ведь именно после июньского решения Узбекистана о приостановлении своего членства в ОДКБ российская политика в отношении Центральной Азии стала приобретать конкретные очертания.
Сначала – "водные процедуры"
Впрочем, не стоит думать, что только Ташкент вынуждает Москву принимать нестандартные решения в защиту своих интересов. Большая часть многочасового приватного общения Путина с казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым в Павлодаре, поводом для которого стал очередной форум приграничного сотрудничества России и Казахстана, была посвящена вопросам весьма деликатным.
Во-первых, надо было определиться с условиями компенсации потерь, которые несет Россия от беспошлинных поставок нефти в Казахстан после вступления в силу договора о Таможенном союзе, а также перераспределить таможенные пошлины, взимаемые Казахстаном на южных границах ставшего общим таможенного пространства. Цена вопроса немаленькая, – ежегодно от трех до четырех миллиардов долларов. Здесь вроде бы договорились.
Во-вторых, необходимо было обсудить проблемы взаимоотношений с Узбекистаном, в крайне резкой форме потребовавшим считаться с его претензиями по отношению к намерениям России участвовать в строительстве в Киргизии Камбаратинской ГЭС с высотной, до 275 метров, плотиной. В Ташкенте считают, что реализация столь масштабных проектов в зоне повышенной сейсмопасности грозит экологическими катастрофами не только Узбекистану, но и всему региону.
В начале сентября узбекский лидер Ислам Каримов после встречи с Назарбаевым в Астане пригрозил войной, если споры вокруг водно-энергетических проблем в регионе не будут решены с учетом интересов Ташкента.
И, в-третьих, требовалось рассмотреть и совсем неожиданный вопрос: как отнестись к возражениям Казахстана относительно планов создать наднациональный парламент Евразийского союза. С таким предложением выступил спикер российской Думы Сергей Нарышкин на состоявшейся неделю назад в Москве встрече парламентариев России, Белоруссии и Казахстана. Глава казахстанской делегации сенатор Гани Касымов подверг тогда резкой критике эту идею, заявив, что создание наднациональных органов противоречит конституции Казахстана и не подлежит даже обсуждению.
Каким оказался итог обсуждения последнего вопроса, неизвестно, тем более что, по нашим сведениям, в Казахстане подозревают, будто в создании Евразийского парламента заинтересован сам Путин, мол, он рассчитывает, в случае необходимости, когда придет время оставить Кремль, занять пост руководителя этой структуры.
Зато понятно, к каким возможным результатам привела дискуссия по "водным процедурам". Это стало ясно из ответов Путина на соответствующий вопрос журналиста агентства Рейтер.
Российский президент, заметив, что "мы должны учесть озабоченность всех стран региона и привлечь все заинтересованные стороны к совместной работе" по реализации водно-энергетических проектов, предложил Узбекистану и Казахстану принять в них участие.
Более того, подчеркнул Путин, "это будет касаться и совместного управления в сфере гидроэнергетики". Он сослался на состоявшийся у него накануне разговор с Нурсултаном Назарбаевым.
Хочешь мира с соседями – надо с ними делиться
Однако, как всегда бывает в таких случаях, дьявол в деталях. Согласно подписанному 20 сентября в Бишкеке соглашению, для строительства Камбаратинской ГЭС-1 Россия и Киргизия создают закрытое акционерное общество, где каждой из сторон будет принадлежать по 50 процентов акций.
Соглашение предусматривает вхождение в ЗАО третьих государств, но за чей счет, России или Киргизии, будет предоставляться доля этой третьей или даже четвертой стороне, не оговаривается.
А между тем, как считают некоторые представители киргизского руководства, знающие строптивый характер своих депутатов, подогреваемый различными национальными фобиями парламент Киргизии может встать на дыбы, столкнувшись с перспективой размывания 50-процентной доли свой страны в ЗАО.
Впрочем, эти препятствия пока не больше, чем фантазии. В Бишкеке же рассчитывают, что именно Москва возьмет на себя функции медиатора в переговорах с соседями. А пока президент Киргизии Алмазбек Атамбаев уверяет: "Спокойно сядем с соседями и все обсудим"…
Подготовка соглашений по строительству Камбаратинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС (там предусматривается возвести четыре ГЭС) оказалась основным и весьма нервным контрапунктом программы визита российского президента в Бишкек, занявшего буквально несколько часов.
Прилетев из Павлодара поздно ночью, Путин и Атамбаев до раннего утра провели несколько часов в переговорах один на один. Параллельно шла работа по согласованию соглашений по энергетике.
Надо признать, что, в результате бурных событий в Киргизии последних лет, Москва и Бишкек в определенной степени утратили доверие к способности друг друга выполнять достигнутые ранее договоренности. В 2009 году ведь уже подписывали соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС, Москва тогда обещала многомиллиардные кредиты на эти цели, требуя в обмен от Бишкека закрытия американской военной базы "Манас".
Проблема по имени Бакиев
Но скоро обнаружилось, что выполнять эти соглашения в Киргизии оказалось некому, подписавший их президент Курманбек Бакиев был свергнут. И Россия так и не приступила к строительству ГЭС, имеющих для Киргизии буквально жизненное значение.
За эти годы ситуация в регионе значительно изменилась. Активная, если не сказать, – агрессивная экономическая и инвестиционная экспансия Китая предоставила Бишкеку альтернативу в выборе партнера по реализации гидроэнергетических проектов.
Это не могло не подвигнуть российское руководство к возобновлению сотрудничества с Киргизией, Москва рисковала окончательно утратить свое влияние в регионе, уступив его Пекину.
Разумеется, киргизам было бы привычнее иметь дело с россиянами. Как сказал Атамбаев 20 сентября, "Россия – наш главный стратегический партнер, с ней нас связывают общая история и общая судьба. Без России у нас нет будущего …Наконец-то подписаны соглашения, которые мы годами, а некоторые – десятилетиями – ждали". Но тут же и добавил, "многие не верили и продолжают не верить в выполнение соглашений".
Чтобы преодолеть этот синдром, киргизские и российские переговорщики откровенно изложили друг другу список деликатных проблем, накопившихся за последнее время.
Скажем, чтобы избежать возможности расторжения соглашений по энергетике, которые могли бы привести к потере российской стороной своих инвестиций, в соглашение был добавлен пункт о том, что на этот счет предварительно проводятся переговоры. Но, в любом случае, сначала возмещаются все расходы российского инвестора.
Существуют и другие тонкие темы. Скажем, будучи близким союзником Москвы, в Бишкеке хотели бы рассчитывать на более действенную ее поддержку по вопросу о выдаче властями Белоруссии младшего брата свергнутого президента Киргизии, бывшего главы одной из спецслужб страны Жаныша Бакиева, обвиняемого в личной причастности к тройному убийству.
В Минске же утверждают, что его преследуют по политическим мотивам…. Кроме того, отвечают там, Жаныш Бакиев получил белорусское гражданство, а своих граждан Белоруссия никому не выдает.
Несколько недель тому назад в Казахстане с фальшивым паспортом был задержан один из близких сотрудников Жаныша Бакиева, рассказавший, что белорусские паспорта получили несколько десятков разыскиваемых в Киргизии преступников.
Есть и еще несколько вопросов, которые в Бишкеке поднимают перед Москвой, пытаясь отстоять свои интересы…
Царский подарок Москвы
Надо отдать должное своеобразному стилю Алмазбека Атамбаева, который за неполный год своего президентства иногда шокировал публику экстравагантными тезисами, скажем, о присутствии следов киргизского либо, шире, тюркского происхождения в именах знаменитых россиян, к примеру, в фамилии Кутузова.
Однако, когда в начале этого года, в ходе своего визита в Москву Атамбаев откровенно напомнил российскому руководству о долге в 15 миллионов долларов за размещение российских военных объектов в Киргизии, эти деньги уже через несколько дней были перечислены Бишкеку.
Кстати, о долге. Москва, со своей стороны, сделала еще один царский подарок киргизским партнерам. В ходе визита Путина было подписано соглашение об урегулировании долгов Киргизии по предоставленным ей ранее Россией кредитам.
189 миллионов долларов, предоставленных Бишкеку еще в 2005 году при президенте Акаеве, были списаны полностью. А 300 миллионов долларов, предоставленных в 2009 году во времена Бакиева, будут частями списываться после 2016 года, а до тех пор по ним будут выплачиваться только проценты.
В подобных обстоятельствах вряд ли было бы уместным требовать от Москвы арендной платы в подписанных 20 сентября соглашении и протоколе о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы в Киргизии.
Возможно, при таком понимании взаиморасчетов у других стран, где дислоцированы российские базы (рассматриваемые как гаранты стабильности в регионе), не появятся дополнительные причины требовать от Москвы арендной платы.
Таким образом, еще одним важным итогом путинского визита в Бишкек стала определенность российского военного присутствия в Киргизии – как минимум до 2032 года. До 2017 года оно будет определяться протоколом, а затем 15-летним соглашением об аренде.
Возможно, похожие условия могут быть оговорены и в соглашениях о дислокации 201-й российской военной базы в Таджикистане, для подготовки которых в Душанбе вчера прибыл первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. В составе его делегации – замминистра обороны Анатолий Антонов, уже дважды за последний месяц побывавший в Таджикистане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции