ДК ЗИЛ, построенный на территории кладбища Симоновского монастыря по проекту архитекторов Леонида и Александра Весниных в 1937 году, по замыслу столичного Департамента культуры должен стать новым культурно-социальным центром, привлекающим москвичей на манер арт-кластера. Правда, в отличие от частного "Винзавода" или бизнес-проекта ArtPlay в основе концепции Культурного Центра (КЦ) ЗИЛ лежит не коммерческий, а социальный посыл. Его директор Елена Зеленцова рассказала РИА Новости, как она планирует выстраивать бизнес-модель, почему в Культурном Центре ЗИЛ отказались от платы за аренду и зачем им нужно 130 миллионов рублей в год. Беседовала Мария Ганиянц.
- Культурный Центр ЗИЛ - это почти 23 тысячи квадратных метров площадей в центре Москвы. Кого вы планируете пустить к себе и сколько будет стоить аренда?
- Арт-кластеры "Винзавод" или ArtPlay, где галереи или дизайн-бюро платят коммерческую аренду, должны реализовываться и в коммерческом поле. Но Культурный Центр ЗИЛ – некоммерческое социальное пространство, ориентированное не на коммерческую, а на социальную значимость проектов и коллективов. Для нас важнее оказать услуги городу, чем коммерческая составляющая. Но это не означает, что мы не хотим зарабатывать. Мы отбираем и приглашаем к себе коллективы, оценивая их значимость с точки зрения пользы для горожан. По сути, мы даем модель, которая в перспективе вырастит таких людей, которые потом что-то смогут арендовать. А пока всех пускаем бесплатно. Просто наша финансово-экономическая модель сильно отличается от классического кластера.
- Чем отличается?
- Кластером в строгом виде является только Центр Дизайна ArtPlay, так как там выстроена бизнес-цепочка: в качестве арендаторов отбираются компании, связанные одной бизнес-идеей, те, которые имеют отношение к строительству и дизайну. Суть этого проекта в том, чтобы они все поддерживали друг друга. В этом смысле мы тоже кластер, поскольку наша деятельность приведет к тому, что люди будут сотрудничать между собой. Мы не берем плату за аренду и не пускаем к себе компании, чья деятельность не привлекает публику. Нам нужны те, кто готов работать с аудиторией. Например, у нас работают искусствоведы Селивановы, которые учат подростков новым видам искусства - от медиа до создания художественных проектов.
- Ну и неужели никакого профита?
- В разных случаях договоренности строятся по-разному, но мы можем претендовать на половину выручки. Хотя, не скрою, у нас крайне сложная ситуация. Мы, в отличие от "Винзавода" или "Гаража", не строим с нуля, а ремонтируем машину во время движения: на площадке уже действовало несколько десятков кружков и творческих коллективов. И все на разной основе - кто-то получал зарплату от города, а кто-то существовал за счет собственного заработка.
- А сами инвестировать во что-то будете?
- Мы можем вложить и свои средства, если проект покажется интересным. Важная особенность в том, что мы создаем систему экспертных советов, куда войдут сторонние специалисты из разных областей. Мы решительно прекращаем практику, когда родители что-то покупают для кружков - краски или еще что. Все материалы будут закладываться в стоимость услуги, либо средства будет давать учредитель (город).
- Вы уже понимаете, сколько вам потребуется денег на существование и осуществление задуманного, не считая ремонта и реконструкции? Вроде бы на все столичные ДК город тратит больше 1,5 миллиардов рублей ежегодно...
- На данный момент на ремонт и закупку оборудования мы потратили 130 миллионов рублей. С учетом содержания имущества нам выделили на 2012 год 87 миллионов, мы полагаем, что на следующий год должно быть не менее 130 миллионов. Ведь содержание такого большого здания, к тому же исторического памятника, – дело дорогое. Да и в планах у нас немало интересного: и театр, и танец, и творческое развитие, выставочные проекты. Ведь мы очень большие, фактически как маленький город. Моя задача в этом случае - следить за тем, чтобы сохранялась целостность этой истории, и следить за развитием комплекса в целом. Чтобы все комфортно функционировало, чтобы образ маленького города был привлекательным для людей, чтобы приходили творчески активные горожане.
- На ArtPlay, чтобы зимой привлечь публику, каток на крыше сделали, а вы что планируете?
- Мы также хотим и в холодное время года сделать пространство привлекательным - такую альтернативу торговому центру, куда можно прийти, выпить кофе, почитать книжку, поиграть в настольные игры. Может, и каток со временем будет. А еще у нас будет библиотека, сувенирный магазин "Додо", кафе, бесплатный wi-fi. Библиотека у нас удивительная, до 1954 года она была филиалом "Ленинки", потом долго не пополнялись фонды. Мы поэтому-то библиотеку пока и не открываем, надо фонды привести в порядок, все-таки 130 тысяч единиц хранения. В итоге хотим сделать первую в Москве специализированную библиотеку, связанную с досугом и творчеством.