Московская международная осенняя неделя профессионалов турбизнеса MATIW открылась в среду в выставочном комплексе "Крокус Экспо". Один из наиболее интересных стендов у компании, организующей туры в Перу - далекую экзотическую страну, которая в своем продвижении на международном рынке традиционно делает ставку на овеянные туманом таинственности достопримечательности - линии Наска, высеченный неизвестным народом на берегу Тихого океана "канделябр" и загадочный город Мачу-Пикчу, одномоментно оставленный жителями.
Что это? Следы инопланетян или свидетельства давно погибших высокоразвитых цивилизаций? Экспедиция РИА Новости отправилась на другой конец света, чтобы разгадать эти ребусы. Но ответы на них нашлись в Москве…
Инопланетный космодром или храм под открытым небом?
Эта латиноамериканская страна буквально напичкана загадочными явлениями и следами давно забытых цивилизаций. Удаленность Перу привела к тому, что ее земли всегда развивались по своей траектории, оставляя за собой следы цивилизаций, о которых мы знаем до обидного мало.
Линии Наска - пожалуй, самая известная загадка Перу. Это гигантские фигуры шириной до километра, прочерченные в пустыне Наска. Они были созданы еще сотни лет назад, но прекрасно сохранились в засушливом климате пустыни. Здесь можно найти "колибри" и "обезьяну" - всего около сотни изображений, выполненных в виде тянущейся на несколько сотен метров или даже километров и петляющей по пустыне "нити".
По одной из многочисленных версий, линии - это произведение искусства. Однако ее приверженцы уклоняются от ответа на вопрос, кто же должен им наслаждаться, если фигуры видно только с воздуха.
Еще одна теория гласит, что жившие здесь цивилизации использовали в качестве транспорта птеродактилей, как европейцы использовали лошадей. Одна беда - птеродактили вымерли за миллионы лет до появления первых индейских государств. По крайней мере, так считает официальная наука.
Но те, кому доводы исследователей кажутся слишком скучными, выдвигают другую версию - это некий космодром, построенный инопланетянами для своих нужд. Поэтому и видно линии только с воздуха - инопланетянам они будто бы были нужны для координации своих полетов.
Эта версия, как бы фантастично она ни звучала, стала особо популярной после того, как именно в этом качестве линии Наска появились в последнем фильме про Индиану Джонса, искавшего в Андах инопланетный артефакт.
Хуан + Хуанита = любовь навеки
Впрочем, у официальной науки есть и своя версия: линии Наска были нужны для ритуальных целей, и построены они были обычными людьми по вполне земным технологиям.
"Во-первых, это миф, что линии Наска нельзя увидеть с земли, - парирует директор Мезоамериканского центра РГГУ имени Юрия Кнорозова, профессор Галина Ершова. - Некоторые из них нанесены на холмы, то есть с земли их прекрасно видно".
Миф номер два: рисунки сделаны по неким инопланетным технологиям. "На самом деле линии сделаны очень просто - верхний слой почвы откидывается, образуется небольшое углубление. А так как верхний слой более окислившийся, чем нижний, то он и более красный. Линии получаются более темными, чем окружающий ландшафт", - доказывает Ершова.
И действительно, местное население развлекается тем, что на окрестных холмах само выводит гигантские буквы, что-нибудь вроде "Хуан + Хуанита = любовь навеки". Добавьте к этому особенности местного климата, где дождь идет один раз в несколько лет - и сохранность линий на протяжении многих веков получает вполне разумное объяснение.
Но вот зачем они вообще были нужны?
"Крещение" древних перуанцев
"Дело в том, что линии - это что-то вроде храмов под открытым небом, - объясняет Ершова. - Сами фигуры - это, судя по всему, тотемные животные той или иной семьи. И служили они для обрядов, скорее всего, инициации".
Ведь что такое инициация? Это ритуальная смерть и возрождение в новом качестве, примерно как крещение у христиан.
Необычный обряд единения с землей >>
Именно с этим обстоятельством связана малоизвестная особенность фигур Наска - все они женского пола. Причем их гениталии - единственное место на фигурах, где линия разомкнута. "Процессия входит в фигуру, обходит ее и снова выходит наружу, как бы символически родившись", - поясняет исследователь.
Все бы хорошо, но как тогда объяснить, что среди рисунков есть антропоморфная фигура, очень напоминающая существо в скафандре и с большими глазами - вылитый инопланетянин?!
"Объясните мне, кто из нас когда видел инопланетянина и откуда мы знаем, как они выглядят?" - иронизирует профессор Ершова.
По ее словам, те, кто верит в инопланетян, к сожалению, мало интересуются чем-либо еще - уж больно это универсальное и удобное объяснение для любого феномена. "Этот персонаж на самом деле ничуть не выбивается из традиционной иконографии этого региона, - настаивает исследователь. - Если мы возьмем иконографию андского культурного региона на протяжении тысячелетий и столетий, мы увидим, как изображение человека - а это всего-навсего человек с гипертрофированными глазами, потому что глаза - самая важная часть лица - постепенно развивалось из одной культуры в другую. Никаких космонавтов на ракетах с ручным переключателем скоростей там ни с какой больной фантазией не разглядишь".
Кроме того, добивает оппонентов Ершова, странно предполагать, что у существ, способных преодолевать космические расстояния, нет надежных электронных инструментов, с помощью которых они могли бы ориентироваться, и им обязательно нужны линии Наска, чтобы знать, где приземлиться.
Гарцуя на динозавре
У этой логически выверенной версии только один изъян, впрочем, и тот внешний - в Перу еще немало артефактов, которые иначе как следами инопланетных цивилизаций объяснить трудно. Чего только стоят камни Ика с потрясающими рисунками! На них индейцы скачут на динозаврах и летают на птеродактилях, наблюдают за звездами, пилотируют что-то вроде летающих тарелок и делают друг другу операции с помощью продвинутых медицинских инструментов.
Свое название они получили в честь небольшого городка Ика, расположенного как раз неподалеку от пустыни Наска. Первые их массовые скопления были обнаружены только в 60-х годах XX столетия. Особенно в деле их коллекционирования преуспел профессор медицины, декан медицинского факультета университета Лимы Хавьер Кабрера. Про камни он услышал, когда ему на день рождения подарили первый экземпляр с изображением ископаемой рыбы. А в 1996 году ученый открыл в Ике музей своего имени, которым сейчас заправляет его дочь.
Впрочем, представители официальной науки уверены, что Кабрера сам организовал производство необычных камней в надежде то ли озолотиться, то ли прославиться, то ли просто посмеяться над доверчивой публикой. "Даже известно, в какой деревне он нанимал кучи местного населения, которые сидели и гравировали эти рисунки", - смеется Ершова.
По ее словам, медицинские инструменты, которыми изображенные на камнях индейцы, делающие трепанацию, были срисованы со справочников XIX века. И действительно, если индейцы обладали продвинутыми медицинскими технологиями, то почему их инструменты так похожи на наши? Причем именно на те, которые уже были известны в 60-е годы, когда, предположительно, фальсифицировали эти камни. А не на те, которые появились, например, только в начале XXI века.
"Понимаете, мы всегда фантазируем только на базе того, что уже знаем, - объясняет Ершова. - Поэтому и инопланетяне у нас похожи на людей. Но кто сказал, что они вообще будут млекопитающими и антропоморфными?"
Все материалы из экспедиции в Перу >>
Все бы ничего, да вот только у оппонентов тоже есть свои аргументы. Так, первые упоминания об обнаружении около Ики камней со странными животными встречаются еще в хронике Relacion de antique dades d’este reyno del Peru Хуана де Санта Крус Пачакути (XVI век). Не исключено, что тогда были найдены всего несколько камней, и уже в наше время мистификаторы, зацепившись за свидетельства летописцев, поставили их производство на поток.
При этом и в XX веке Кабрера не был первым, кто заявил о камнях: сначала они появились у уакейрос - профессиональных охотников за древностями - братьев Карлоса и Пабло Сольди и продавались буквально за копейки, что не окупило бы затрат на их изготовление.
Ну и, наконец, самый мощный контраргумент: несколько камней изображают диплодоков с треугольными костными пластинами, наличие которых у этих динозавров было установлено лишь в начале 90-х годов, то есть позже появления камней. Более того, на некоторых рисунках прослеживается биологический цикл развития таких ящеров.
Дмитрий Виноградов
О других загадках Перу и версиях современной науки - в фильме корреспондентов РИА Новости "Седьмое чудо света, или Путешествие из России в Перу"