Рейтинг@Mail.ru
В "Манеже" будет Бэнкси вместо меда и шапок - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

В "Манеже" будет Бэнкси вместо меда и шапок

Читать ria.ru в
Дзен
В "Манеже" больше не купишь мех и бересту, отныне на главную выставочную площадку города будут допускаться только музейные проекты международного уровня. Со следующего года туда переедет Московская биеннале, а в планах - грандиозные художественные проекты. Как это обычно бывает, культурной революцией довольны не все.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

В "Манеже" больше не купишь мех и бересту, отныне на главную и самую большую выставочную площадку города будут допускаться только музейные проекты высокого, международного уровня.

Со следующего года туда переедет Московская биеннале, а в планах, которые сверстаны уже до 2015 года, – грандиозные художественные проекты из Нью-Йорка, Парижа и Лондона, Санкт-Петербурга и Пекина.

Как это обычно бывает, культурной революцией довольны не все.

Смешались в кучу кони, люди

В "Манеже" пахнет конскими яблоками и опилками, слышны фыркание лошадей и крики гусар – это временная визуально-обонятельно-акустическая инсталляция Юрия Аввакумова, Ольги Барковской и Дмитрия Морозова, целью которой было представить главное преимущество Московского "Манежа" – его невероятное пространство.

Действительно, это пространство, очищенное от перегородок, меха, меда и ювелирных украшений, поражается воображение – 5,5 тысячи квадратных метров, наполненных воздухом и светом.

Такого пространства нет больше в Москве и мало в мире, "Манеж" даже больше, чем Турбинный зал лондонской галереи современного искусства "Тейт модерн", где раньше стояли генераторы электростанции.

Сейчас главный зал "Манежа" выглядит так, как его построили в 1817 году в качестве экзерциргауза – здания для строевых военных упражнений и конной выездки. С тех пор "Манеж" неоднократно менял свое назначение и внутреннее содержание – это один из самых изменчивых и живых "организмов" города.

В 1831 году дворцовые конюшни были превращены в культурный центр для концертов, ярмарок и гуляний. При советской власти "Манеж" вновь надолго превратился в "конюшню" – здесь был гараж для правительственных машин. А в 1957 году снова был отдан художникам.

"С тех пор, как он был построен, "Манеж" беспрестанно менялся и реконструировался: то подсыпали махорку, то потом, во время войны ее скуривали. В 2004-м он полностью сгорел и был отстроен заново. Единственное, что осталось неизменным – это пространство, величественное и соразмерное", – рассказывает Юрий Аввакумов.

Ленин и медведи

Пространство в новых стенах осталось прежнее, а вот внутреннее содержание с каждым годом стало сдвигаться в хозяйственную сторону. В последние десятилетия здесь проходили редкие культурные мероприятия: выставки и биеннале Московского Дома фотографии, художественная выставка "Арт-Манеж" и "Худграф".

Но чаще всего уникальное выставочное пространство, которое находится на главной площади страны, прямо у стен Кремля, заполнялось гигантскими ярмарками меда и меха.

Новый арт-директор музейно-выставочного пространства "Манеж" Марина Лошак рассказала, что у нее была даже идея воссоздать всю эту лубочно-ярмарочную атмосферу, которой славился "Манеж" и площадь вокруг него, в прощальной композиции.

"Каждый день, когда я иду на работу через Манежную площадь, я вижу удивительные вещи: Петр I стоит рядом с юным Лениным, человек-аватар разговаривает с медведем, – рассказывает Лошак. – Сначала у меня был большой соблазн сделать в "Манеже" такую художественную инсталляцию. Но нет еще художника, способного сделать это настолько талантливо". В любом случае, традиционные бересту и янтарь теперь "Манеже" не купишь.

До 2012 года управление площадями "Манежа" осуществляла компания "Торговый дом Шатер", теперь же оно перешло департаменту культуры Москвы.

"Департаментом культуры Москвы было принято важное решение, – сказал министр культуры столицы Сергей Капков. – Больше "Манеж" не будет ярмаркой достижений народного хозяйства, а станет, как и положено, главной музейной площадкой Москвы".

Детям – Бэнкси, жене – мороженое

Для проведения новой выставочной политики музейно-выставочное объединение "Столица", которое ранее управляло "Манежем", "Новым Манежем" и МВЦ "Рабочий и колхозница", было переименовано в МВО "Манеж". И на всех трех площадках нам обещают грандиозные, достойные такого великого города, как Москва, художественные проекты.

"Обычно мы очень амбициозны, когда речь идет о футболе или Олимпиаде, но не по поводу искусства", – замечает Мария Лошак. Судя по планам, с которыми новые руководители "Манежа" в понедельник поделились с прессой, теперь и в области искусства мы постараемся быть впереди планеты всей. Парижский "Гран Пале", "Центр Помпиду", нью-йоркский МоМА – вот такие ориентиры выбрал себе "Манеж".

Первым делом, сюда переедет Московская биеннале – пятая биеннале откроется ровно через год, в сентябре 2013 года. В те годы, когда биеннале не будет, "Манеж" предоставят под грандиозные кураторские проекты, представляющие историко-художественный анализ какого-то течения или явления.

Например, уже известно, что в 2014 году такой темой станет концептуальное искусство, а куратором будет Жан-Юбер Мартен. Это он в 2009 году превратил III Московскую биеннале в мега-шоу. В течение нескольких месяцев в "Гараж" стояла очередь из молодых людей, пожилых дам и родителей с детьми.

Именно об этом – стать интересным для людей любого возраста и эстетических взглядов – и мечтает "Манеж". Судя по планам, это вполне достижимые цели.

В ближайший год сюда обещают привезти художника-граффитиста Бэнкси и устроить грандиозный парад советского дизайна 60-х годов, показать лучшие выставки из "Русского музея" и "Эрмитажа", "Центра Помпиду" и Национального музея Пекина, костюмы Александра Зайцева 80-х годов и крупнейших европейских сюрреалистов, устроить мультимедиа-лабораторию и многое другое.

Обещают также открыть очень концептуальный и недорогой ресторан и настоящий музейный магазин.

Претензии тоже есть, но не от продавцов шапок

Вообще перемены в московской культуре сопровождаются внутрицеховыми скандалами. Скажем, еще не утихли страсти вокруг театра им. Гоголя, сотрудники которого не хотят перемен в лице режиссера Кирилла Серебрянникова, посягающего, по их мнению, на систему Станиславского.

Реформу в выставочном политике Москвы тоже не все приняли однозначно радостно. Продавцы меда и шапок, правда, пока не заявили о своих претензиях.

Но вот организаторы старейшей художественной ярмарки "Арт-Манеж", которая проходила в "Манеже" 16 последних лет, выразили свое возмущение. Куратор Ирина Мелешкевич даже написала Сергею Капкову письмо с просьбой оставить "Арт-Манеж" и "Худграф" в выставочных планах МВО.

К письму присоединились некоторые академики и члены-корреспонденты Академии художеств. Но в ответ получили заявление о том, что их выставки не вписываются в новый образ "Манежа".

Впрочем, "Манежу" не привыкать к скандалам, здесь в 1962 году Никита Хрущев ругал нецензурными словами абстракционистов. В 1998 году художник Авдей Тер-Оганян рубил топором иконы. Эти стены, и старые, и новые, видели много всего, а удивительное пространство менялось вслед за страной. Возможно, когда-нибудь, "Манеж" станет снова "конюшней" – и, как сейчас, там будут опилки, кони и гусары.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала