Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей" – для РИА Новости.
Новые предложения министерства культуры по развитию отечественного кинематографа, прозвучавшие на заседании в Горках, практически сразу подверглись критике как экспертов, так и заинтересованных в этом бизнесе лиц. Однако, как подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев, решения принимать надо, и для этого начнутся консультации со специалистами. По словам премьера, предстоящие решения стоят денег.
Действительно, на поддержку российского кино государство продолжает тратить немалые деньги, а результат все менее осязаем. Но дело не только в деньгах.
Показывайте отечественное
Четвертое заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии на этот раз проходило под председательством нового главы правительства и при участии нового министра культуры. Некоторые из обнародованных Владимиром Мединским предложений Минкульта вызвали некоторую оторопь киносообщества и сразу подверглись резкой критике со стороны профессионалов, присутствовавших на заседании.
Одно из главных предложений министерства касается изменения способа финансирования кино. Вместо нынешнего, когда государство дает студиям деньги на создание фильмов, не требуя возврата средств и не вмешиваясь в процесс производства, Мединский предложил ввести госзаказ, при котором Минкульт будет заказывать сценарии, определять их тематику, оставляя у себя авторские права.
Такой подход совершенно неприемлем, считает глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, поскольку это в принципе невыполнимая задача: "Как министерство культуры сможет собственными силами создавать сценарии для 40 фильмов в год? Два сценария в год – это максимум возможного".
Кроме того, продюсеры вряд ли согласятся оставаться в роли простых исполнителей чужой воли. А министерство не может стать единственным продюсером всего российского кино.
Другая идея – квотировать показ российского кино в кинотеатрах – имеет куда более широкую поддержку у кинематографистов. Обычно в этом вопросе ссылаются на "французскую модель" государственной поддержки, и все разъяснения специалистов, рассказывающих, что во Франции нет квотирования проката, а определенные ограничения касаются только телевизионных показов, разбиваются о желание кинематографистов получить защиту от конкуренции Голливуда.
На это есть возражения со стороны прокатчиков, ссылающихся, во-первых, на отсутствие желания у публики смотреть российское кино, и, во-вторых, на недостаточное предложение со стороны производителей.
Российские фильмы сегодня не смогут заполнить быстро меняющийся репертуар кинотеатров, потребуют очень серьезных затрат на рекламу, а ограничение показа американских фильмов подорвет и так не слишком развитую отрасль.
В сущности, сегодня почти весь кинопрокат находится в частных руках, и попытки ограничить свободу введением квот приведут, по мнению специалистов, к тому, что доходы кинотеатров уйдут в тень, а российское кино все равно не удастся "навязать" зрителям.
Есть альтернативная идея – ее предложил директор Фонда кино (Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) Сергей Толстиков: не квотировать сеансы, а дотировать билеты на отечественное кино. Таким образом, для зрителя родные фильмы станут дешевле, а для владельцев кинотеатров разницу компенсирует государство, и они не будут в убытке.
Проблема в том, что все эти вопросы не только сложны сами по себе, но и глубоко связаны с общим положением культуры, и решить их силами только кинематографистов очень сложно.
Правила снова меняются
Когда Владимир Путин, в бытность свою премьером, принял решение создать фонд поддержки отечественной кинематографии (по инициативе Никиты Михалкова, который, по собственному выражению Путина, ему этим "плешь проел"), поначалу идея была принята в штыки.
Кинематографисты критиковали этот проект, считая, что выбор студий-лидеров, которым досталась львиная доля увеличившейся господдержки, слишком субъективен, а решение снимать "меньше, но дороже" не улучшит качества фильмов.
Однако за три года Фонд кино под руководством Сергея Толстикова адаптировался к положению в отрасли, и хотя студиям так и не удалось завалить прокат отечественными блокбастерами, а доля российских фильмов скорее сократилась, к новым правилам постепенно стали привыкать. Тут-то они и начали снова меняться.
Нестабильность правил игры вызывает сильное раздражение у всех, кто рискует деньгами и тратит силы на производство. Государство тратит деньги (Дмитрий Медведев привел цифры: ежегодно оно выделяет на кинопроизводство 5 млрд рублей), а результат все менее осязаем.
Министерство культуры, за эти годы почти совсем отстраненное от бюджета кино, хочет снова взяться за бразды правления. Новый министр озвучивает предложения, которые, если они будут приняты, сделают именно Минкульт главным заказчиком и распорядителем средств.
Вряд ли это устроит основных игроков этого рынка, и, прежде всего, потребует новой перестройки всей и без того довольно шаткой системы.
Не пугайтесь, это предложения, а не приказ. Пока
"К счастью, – пояснил участник встречи в Горках, председатель Киносюза режиссер Андрей Прошкин, – никакие меры пока детально не обсуждались, и то, о чем говорил министр, было оформлено как предложения. Многие из них, прямо скажем, не идеальны".
Поэтому в ближайшее время начнутся консультации по так называемой "дорожной карте" – рекомендациям для грядущей реформы кино.
Киносоюз предлагал обсудить эти рекомендации уже давно. Более того, на его сайте опубликованы как сами предложения, так и оценки экспертов, которые, надо признать, весьма суровы.
Одно из главных возражений относится именно к понятию "социально значимый фильм". По мнению критиков, этот пункт очень легко использовать для введения цензуры – социально значимыми станут те или иные темы, но тема вовсе не гарантирует качества.
Другое дело, считают эксперты, культурная значимость – это более широкое понятие, оно включает и серьезность затронутых проблем, и резонансность, и заразительность, и художественную убедительность.
Однако тут встает вопрос экспертизы. И он далеко не праздный.
Способ измерить успех и прочие проблемы
Поддержка коммерческого кино, которой, по идее, должен был заниматься Фонд, имела простые способы измерения успеха – количество зрителей и сумма сборов.
Но по этим показателям крупнобюджетным и солидным картинам невозможно конкурировать с бессмысленными комедиями, снятыми за куда меньшие деньги и подкрепленными участием телевизионных звезд. На вложенный рубль последние возвращали два или три, в то время как широко заявленные фильмы "большого стиля" не отбивали вложенные средства.
На крупных западных фестивалях отечественные блокбастеры тоже не ждали – там привечают скромные авторские фильмы, которые как раз на родине вообще смотреть не хотят, разве что в "Закрытом показе" на Первом канале.
В этом смысле прав министр Мединский – куда разумней тратить государственные средства на сериалы, которые страна смотрит гораздо охотней. Осталось уговорить телеканалы – с их стороны нужно согласие на софинансирование и гарантии выхода совместной с государством продукции в эфир. Но кому тогда будут принадлежать права на созданную продукцию?
Собственно, вопросов очень много, а ответов практически нет. Поскольку нет системы, нет основ культурной политики, в отсутствии которых все действия правительства приобретают несовершенный вид.
За последнее время не удалось по-настоящему решить ни одну проблему. Отдельные предложения – вроде назначения Федора Бондарчука главой "Ленфильма" – обсуждаются со страстью. Но даже простое, казалось бы, дело – создание электронного билета и его внедрение во всех кинотеатрах страны, чтобы те не могли утаивать выручку – до сих пор не завершено.
Ничего не выходит и с защитой интеллектуальной собственности. Никакие разговоры не помогают в борьбе с половодьем интернета, выносящего на общее (и, естественно, бесплатное) обозрение все мало-мальски заметные произведения. И об этом на совете в Горках говорил новый министр связи и коммуникаций Николай Никифоров.
Деньги – это еще не все
Пока государство делало только одно – выделяло деньги, еще денег, и еще. Теперь, в ожидании трудных времен, денег становится меньше. Сокращения неизбежны. Но кинематографисты по-прежнему ждут финансовой поддержки.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила определить обязательный процент бюджетных расходов на культуру для всех уровней власти. Наверное, это было бы очень хорошо.
Но наряду с выделением денег хорошо бы понимать, как и на что они будут истрачены. Это, собственно, и хотел объяснить кинематографистам премьер-министр Медведев.
Пока ясно только одно: в культуре в целом, и в кино в частности, ничто не существует само по себе – только во взаимосвязи, только в системе. Нельзя починить прокат, не затрагивая производства, и нельзя наладить производство, не изменив подход к прокату, к профессиональному образованию, к управлению и т.д.
К сожалению, даже при госзаказе и идеологическом контроле, предложенных министром культуры, все равно встает вопрос – за чей счет это будет осуществляться и кто будет принимать работу?
Но для этих решений нужен капитальный ремонт всего здания российской культуры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции