МОСКВА, 14 сен - РИА Новости, Екатерина Белкова, Анастасия Папандина. Газета "Московские новости" превратила свою "перезагрузку" в увлекательную модную акцию: на целый день редакция переселилась в парк, чтобы показать читателям "журналистскую кухню" и послушать их мнение о том, как сделать газету больше похожей на актуальный городской журнал.
"В "Московских новостях" одновременно сложились две составляющие: это как бы городская газета, потому что никуда не уйдешь от названия "Московские новости". А с другой стороны, это газета федеральная, которая рассказывает о тех трендах, которые начинаются в этом городе, а потом становятся трендами, или примерами, или проектами, которые реализуются во всей стране", - рассказала главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк.
"Московские новости" выпускаются Издательским Домом "Время" в сотрудничестве с РИА Новости и с использованием технологической и информационной базы агентства.
Миронюк отметила, что "и нам задавали, и мы себе задавали самый главный вопрос – имеет ли смысл перезапускать газету, в эпоху, когда газеты умирают. Не делаем ли мы глупые вещи и зачем мы инвестируем деньги в этот проект".
"Перезапуск – это наш ответ на полное согласие и полное понимание тренда смерти бумажных газет. Посмотрите, мы перестали говорить: "Я читаю газету". Мы говорим: "Я просматриваю газету". Наше медиапотребление полностью изменилось. Раньше утро начиналось с газеты. Ты брал газету в почтовом ящике, читал ее за завтраком или по дорогое на работу. Сейчас мы потребляем информацию практически ежеминутно, в разных формах и с разных носителей", - сказала главный редактор РИА Новости.
Она отметила, что когда редакция думала о перезапуске, то общее понимание было о том, что МН – это не газета, а комплексный информационный продукт, контент для которого создается 24 часа в сутки 7 дней в неделю. По ее словам, инфопотребление мегаполиса заставляет относиться к подаче информации так, чтобы каждый из возможных потребителей мог найти что-то для себя и что-то свое в этом продукте.
"При этом важно еще и то, что контент подается не в виде разрозненной информации, а сразу создается смысловыми блоками для разных форм потребления, и, соответственно, для разных аудиторий. А носитель, на который положен контент, определяется тем, где каждый конкретный человек может в данный конкретный момент времени находиться и потреблять информацию", - сказала Миронюк.
Она подчеркнула, что в этом проекте впервые реализован не только принцип объединенных редакции, но и подход "ролловерного планирования", когда 90% контента создается "на завтра", 70% "на послезавтра" и 40% "на послепослезавтра".
"История "вчерашние новости сегодня" уже никому не нужна", - говорит Миронюк.
По ее словам, "Московские новости" не откажутся от бумажного носителя ровно до тех пор, пока не сократится так называемый цифровой разрыв.
"В нашем городе еще не каждый житель может позволить себе коммуникатор, хотя число таких людей и растет. Значительное число горожан пока не могут в полном объеме потреблять цифровой контент, поэтому мы и не откажемся от бумаги. Но, как только коммуникатор сможет себе позволить человек с любым достатком, бумага в медиапотреблении окончательно уступит место цифровым носителям", - уверена главный редактор РИА Новости.
Формат прямого общения пишущего коллектива с ньюсмейкерами, экспертами медиарынка и читателями газеты был использован впервые в истории российских СМИ. Для обсуждения новой концепции редакция пригласила ньюсмейкеров и читателей на "открытую планерку" в Парке Горького. Совещание, аналог редакционной летучки, назначенное на 11 утра, началось выступлением главного редактора "Московских новостей" Владимира Гуревича.
"Мы пригласили тех, кто нам обычно звонит и говорит, что мы упустили, написали неправильно, и не о том надо было писать. Мы пригласили наших ньюсмейкеров с тем, чтобы они сами предложили нам темы первых номеров, рассказали о том, что, по их мнению, было бы интересно", - отметил Гуревич.
Для новых городских профессионалов
Первым высказал свое мнение о "перезагрузке" газеты руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. Он считает, что читатели "Московских новостей" - это "новые городские профессионалы", люди с хорошим образованием и заработком, которые платят налоги и, соответственно, имеют свои требования к городу.
"Мне кажется, важно писать о том, какая повестка дня у города, и где эти люди могут найти себя", - уверен Капков.
Гуревич представил следующего эксперта – руководителя департамента транспорта столицы Максима Ликсутова. Речь сразу зашла о дорожно-транспортной инфраструктуре.
"Все мы знаем, что это беда, которая нас гложет уже много-много лет", - сказал Гуревич.
"Надеюсь, не я - беда", – тут же заметил Ликсутов.
Участники планерки засмеялись и приготовились записывать его идеи для статей.
Ликсутов предложил больше писать о культуре поведения на дороге и пояснил, что вызывающие возмущение некоторых жителей действия департамента - повышение штрафов, платная парковка, запрет на въезд грузовиков - просто необходимы для формирования самосознания у водителей.
"Первая проблема в городе – это парковка и то отношение автомобилистов к городу, которое в наших руках. Если культура нашего поведения собственного будет меняться в лучшую сторону, то многие вещи упростятся на самом деле, и отношения наши между собой – они улучшатся", - сказал Ликсутов.
"Газета должна быть в первую очередь интересна. Если она будет интересна, то экономически она будет устойчивой и хорошей(…) Мы должны со своей стороны быть максимально открыты с вами, мы должны говорить, рассказывать, (…) давать исчерпывающую информацию", - добавил он.
Москва как "город искусств"
Директор Центра современного искусства "Винзавод" Елена Пантелеева обратила внимание участников планерки на необходимость наладить взаимосвязь между сайтом и печатной версией газеты, увеличить оперативность подачи информации в сети, особенно в разделе "Культура". Также, по ее мнению, газете не хватает аналитических статей.
В качестве варианта концепции газеты Пантелеева предложила представить москвичам столицу как "город искусств".
"Для этого все есть: огромное количество новых площадок, у старых - грандиозная история. Также мне показалось, что не очень понятен контекст, в котором существует сама ситуация города", - сказала она.
"Мне бы хотелось как читателю, чтобы вы рассматривали Москву в свете других столиц мира и смотрели, какой опыт есть там - неважно, в каких областях – наука, транспорт, дети, инвалиды, - и в этом сравнении смотрели, позиционировали те проблемы и те достижения, которые есть в нашем городе", - отметила Пантелеева.
"Если вы просите конкретику из области искусства, то было бы здорово сделать большой материал с цитатами, с опросом общественного мнения и профессионалов по поводу современной уличной скульптуры в городе. Почему ее не так много, почему по сравнению с другими столицами мира ее меньше. Спросите художников, есть ли у них идеи, может быть, идей нет, может, в этом проблема, спросите у городских властей…", - сказала она.
Неизвестная московская промышленность
Руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Комиссаров отметил, что хотелось бы видеть в газете "больше эксклюзива".
И тут же сам предложил: "На самом деле, у нас есть предложение для вашей газеты - что-то вроде рубрики "10 неизвестных фактов о московской промышленности", рассказать и показать, что делается", - сказал Комиссаров.
При подведении итогов планерки именно эта идея была отмечена главным редактором бумажной платформы издания "Московские новости" Александром Богомоловым как одна из наиболее перспективных.
"И очень важно, чтобы была обратная связь. Хотелось бы, чтобы больше было понимания, как читатель реагирует на то, что вы пишете", - сказал Комиссаров.
Но об этом Гуревич высказался еще в самом начале планерки. По его словам, в первом номере обновленного издания, который выйдет 17 сентября, планируется выделить несколько полос для высказываний читателей о том, какой на их взгляд должна быть газета.
Пространства для творческой работы
Комиссаров также предложил больше рассказывать читателям об удачных проектах своего департамента, например, коворкингах. Так называются центры, в которых любой человек может арендовать пространство для работы.
"Мы хотим предложить и такой сервис как "детская комната", я такого нигде не видел и не слышал, и вот нам кажется, это интересно", - сказал Комиссаров.
Идею создания такого общего рабочего пространства тут же согласилась обсудить главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк. По ее словам, идея создания мультимедийного центра на территории РИА Новости, где люди творческих профессий, которые связаны с медийными технологиями, могли бы выполнять свои проекты, уже существует.
"Мы готовы такую площадку создать, и у нас заодно есть детская комната рабочая. То есть, мы можем быть вашим первым "пилотным" проектом", - сказала Миронюк.
Новые возможности
Директор Парка Горького Ольга Захарова предложила "Московским новостям" больше рассказывать читателю о новых бесплатных возможностях, которые предоставляет город. В Парке Горького, например, можно учиться танцам, посещать йогу и уроки аэробики.
За время проведения планерки множество посетителей парка заглянуло в шатер "Московских новостей". Кто-то брал на память воздушные шары с символикой газеты, кто-то фотографировался на фоне гигантских букв MN.RU. И абсолютно все подходили полюбоваться перформансом художника Аркадия Шаинова, который прямо на глазах у случайных прохожих создавал 3D-картину специально для "Московских новостей".
При подведении итогов планерки каждый из ее участников сказал несколько напутственных слов в адрес обновленной газеты.
"Надеюсь, к критике вы отнесетесь с пониманием…", - сказала Елена Пантелеева.
"Прочитаете потом!" - ответил, опередив Гуревича, к которому она обращалась, Сергей Капков.
Открытая редакция продолжала свою работу до самого вечера. Студенты журфака МГУ помогали придумывать новую обложку газеты.
Известные медиаэксперты читали бесплатные лекции для всех желающих. Журналисты газеты "Московские новости" уютно расположились с ноутбуками на лавочках возле фонтана и готовили первый выпуск обновленных "Московских новостей".